На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 204 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

В чем разница между современными и советскими учителями?

Почему в российских школах осталось так мало Педагогов с большой буквы?

 

Скажу сразу, что это будет статья о личном восприятии современной школы и учителей, а также воспоминания о собственных школьных годах, которые пришлись на 80-е и 90-е годы прошлого века. Я успела побывать октябренком и пионеркой, а в комсомол вступать уже не захотела. Мои дети учились (а младший продолжает учиться) в современных школах, что дает мне возможность и право сравнивать то, как оно было, и то, как оно стало.

Написать о своих впечатлениях меня побудили комментарии к статье «Когда ребенка нужно защищать от учителя». Возможно, кто-то не согласится с моей точкой зрения, у кого-то может быть другой опыт общения со своими учителями и педагогами детей. Все люди разные, все мы учились в разных школах и у разных учителей. Но все равно, что-то за эти годы сильно изменилось.

Школьные годы чудесные

Я всегда любила школу. И вспоминаю о ней с теплом и сейчас, удивляясь, что этим же теплым словом называется то место, куда каждый день ходит мой младший сын. 90% этой любви благодаря учителям. С ними мне всегда и везде везло. Дело в том, что за свои школьные годы я сменила 5 школ, потому что мой отец был офицером. Но в каждой из этих школ были хорошие и отличные учителя (за исключением всего одной, где я проучилась всего полгода).

Моя первая учительница до сих пор меня помнит, и всегда передает привет, когда встречает мою тетю. И я ее помню. Она удивительная женщина и настоящий Педагог, который умел найти подход ко всем ученикам. Они никогда не повышала на нас голос, умудряясь при этом железно держать дисциплину в классе. Она умела шутить и ставило оценки (а тогда в первом классе были оценки) очень справедливо. Мы всегда знали за что их получали.

В старшей школе учителей было много и все они, конечно же были разные. Не буду кривить душой и называть их всех удивительными и замечательными. Да, были и откровенно неудачные специалисты. Некоторые в силу возраста, некоторые в силу характера.

Например, мне не повезло с учителем физики, и я ее не любила и не знала, хотя и имела пятерки. Ведь учитель ставил их просто за пересказ параграфа учебника. Он был пенсионером и явно устал работать, поэтому не утруждал себя объяснениями. А молодая географичка не могла справится с нашим 6-м классом, в котором половина мальчиков, как сейчас принято говорить, откровенно ее «троллила». Поэтому она кричала и даже била со всей силы об стол классным журналом (за что ее потом и уволили). Еще она могла дать линейкой по руке или даже по лбу тому, кто вел себя особо дерзко.

Кстати, многие учителя тогда применяли к ученикам физическое воздействие. Легкий подзатыльник, хлопок линейкой или указкой, шлепок по спине. Никого это не удивляло, не шокировало, и не вызывало желания пожаловаться. Наш удивительный биолог, которого мы очень любили, практиковал вывод из класса хулиганов за ухо. Да. он делал одно замечание, а если реакции не было, он молча подходил к парте, нежно брал ухо неслуха двумя пальцами и вел до двери класса. И дисциплина на его уроках всегда была. Но не только благодаря воспитательным мерам, а в большей степени благодаря тому, как он умел держать класс своими рассказами.

У меня была удивительная учитель математики, которая применяла к нам новаторские методы собственного изобретения. И даже те, кто не любил математику и не имел к ней способностей, отлично ее знали. Немка по национальности, наша Людмила Эрвиновна очень любила порядок. Поэтому в классе он бы всегда, без единого намека на террор с ее стороны. Она всегда говорила тихо, никогда никого пальцем не тронула и была очень справедливой. Ее уважали больше, чем боялись.

Да, мы все, даже отчаянные двоечники, уважали учителей. Мы не могли даже представить себе, что можно открыто идти против них, грубить, возражать или не выполнять какие-то требования. Все шалости были скрытыми, а уже если попался, стой молча с виноватым видом, опустив глаза, и обещай, что больше никогда и ничего подобного. А что сейчас?

Дети — личности, а учителя?

Сейчас тоже, наверное, есть хорошие учителя. Только вот, выучив в школе старшего сына до выпуска, а младшего почти до 5-го класса, я таких не встретила. Да, моим детям повезло меньше. Ведь сейчас в учителях я вижу только желание побыстрее отбыть положенное время на работе. Да, дети теперь тоже другие. Они не уважают учителей, увы. Они отлично знают свои права (спасибо интернету) и не лезут за словом в карман, когда разговаривают со старшими.

Но это все равно дети и подростки. То есть те, кого можно и нужно воспитывать. И дело даже не в том воспитании, которое дает семья. Ведь в школе свой микроклимат и правила поведения тоже. И если учитель сам не создаст свой авторитет, никакое домашнее воспитание не поможет. Ведь это детский коллектив со своими правилами и даже законами.

Но современные учителя не сильно прилагают усилия, чтобы стать для учеников авторитетами. В большинстве они уверены, что их функция ограничена преподаванием материала и оценкой знаний, которые получили ученики. Такое оценивание не всегда бывает справедливым. Даже если учитель руководствуется утвержденными критериями. Кто-то излишне мягок, а кто-то, напротив, излишне жесток. Ведь если весь класс не вылазит из двоек и троек, проблема явно не в детях (не могли же собрать в один класс только хронически неспособных к учебе), а в самом учителе. И если он не хочет идти на контакт с родителями, и не признает какие-то свои ошибки, то можно ли быть уверенным в его профессионализме?

Да, сами учителя винят во всем родителей и самих учеников. Не научили, не умеют, не хотят, не стремятся. Но ведь в первый класс большинство детей идут с желанием. Куда оно пропадает потом? Почему многие идут в школу, как на каторгу, со слезами на глазах? Неужели это недоработка родителей, которых в школу даже не допускают без особо разрешения? А учителя, которые проводят с детьми по полдня, не имеют к такой устойчивой неприязни к школе никакого отношения? Что мешает им выстроить такую же вертикаль и субординацию, которая была в советских школах? Страх перед возможными жалобами, ограничения в полномочиях?

Трудно сказать. Но лично я очень скучаю по тем, своим любимым педагогам, которых так хочется благодарить за то, что они смогли сделать из нас людей. И так грустно, что нашим детям благодарить за это в школе будет практически некого...

Автор — Дидух Юлия, мама школьника и выпускница 1993 года.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх