На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 204 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Проект «ЗЗ». «Жи» и «ши» с буквой «и» пиши!

Сегодняшний выпуск «Проекта «ЗЗ» поднимает необычную тему — тему грамотности. Многие из нас поражаются низкой грамотности сетевых авторов и негодуют, когда телевизионные дикторы и ведущие радиостанций допускают речевые ошибки. Падение культуры языка — проблема, характерная как для России, так и для Запада. Зарубежные лингвисты считают, что источником резкого снижения грамотности является стремление населения планеты к развлечениям, к пониженной культуре.




Раффаэле Симоне в итальянской газете «L’Espresso» констатирует факт торжества неграмотности: люди никогда не писали так много и так безграмотно.

Неграмотность тотальна, даже политики допускают грамматические ляпы, всё это отлично видно по социальным сетям. Сегодня мы живём в мире с неразвитой письменной коммуникацией. И это не просто какой-то итальянский феномен, отмечает автор.

Шестьсот (!) университетских профессоров, в том числе некоторые знаменитости, отправили письмо главе итальянского правительства, министру образования и разослали копии по средствам массовой информации. Цель учёных — сообщить всей стране о том, что по итогам школьного обучения слишком много выпускников плохо пишет на родном языке. Школьники очень мало читают, плохо владеют устной речью и совершают такие ошибки, которые можно было бы простить лишь третьеклассникам.

Поставив столь печальный диагноз, профессора указали на вину школы: образование стало слишком «случайным» и поверхностным, далёким от былой строгости. Учёные считают, что школа должна стать «очень требовательной», что необходим контроль за обучением. Их тезис о контроле подтверждается свежим фактом: на последнем конкурсе для учителей половина кандидатов засорила тексты «вопиющими ляпами и бессмыслицей». Нет никаких сомнений в том, что итальянская молодёжь потеряла речевую культуру. Обучаясь в университете в 1980-х гг., автор общался со множеством молодых людей; автору «очевидно», что с 80-х годов уровень языковой и культурной среды резко понизился.

Между прочим, речь не только о молодёжи. И не только о школьниках или студентах. «Промахи» в речи допускают и литераторы, и даже те прозаики, которые получают литературные премии.

Безграмотность царит и в ведущих средствах массовой информации страны. Пунктуация расшаталась, авторы статей даже не умеют выделять запятой обращение. Журналисты не знают, как обращаться с формами прошедшего времени. Что касается студентов специализированных факультетов, то эти ребята не понимают значения простейших определений вроде «безбородый», «беспомощный», «насмешливый» и многих других. Сюрпризом для просвещённого слушателя станет и ещё кое-что: почти никто не в состоянии правильно завершить известных пословиц. Орфография, грамматика, словарный запас — всё никуда не годится.

Нет, конечно, итальянцы «умеют читать и писать», иронизирует автор, однако им «трудно понять простые тексты». У них отсутствуют многие навыки, необходимые в жизни.

Здесь можно утешиться лишь тем, что понижение культуры характерно для всех развитых стран. Об этом не раз писали именитые эксперты.

В эссе «Закрытость американского сознания» Аллен Блум описал то, что, по его мнению, происходит в США (кстати, книга его вышла в 1987 году).

Или взять Францию. Там в 2016 году были вынуждены утвердить на законодательном уровне некоторые орфографические «ловушки», то есть признать иные ошибки правилами. Это было сделано потому, что французы (даже образованные) допускали в текстах огромное число ошибок.

Но как можно такими реформами утешаться? Это же ужас. И это доказывает, что разрушение речевой культуры носит «не локальный, а глобальный характер», полагает автор. И это не научная фантастика!

Хорошо, тогда кто же враги? «Мы не знаем, где они, но мы знаем, кто они», — указывает Раффаэле Симоне.

Точнее, не кто, а что. Вот как описывается в статье этот враг: уже тридцать лет молодые люди находятся «в тисках» мира, разрушающего основы образования и культуры. Этот мир полон искушений и легкодоступных развлечений. Этот мир выглядит привлекательно, «ужасно привлекательно». По сравнению со школой и со всем тем, что влечёт за собой терпеливость, внимательность, молчаливость, необходимость повторения и закрепления и так далее, такой мир кажется замечательным и нескучным, а жизнь представляется «в тысячу раз свободнее и богаче», чем то, что происходит в стенах школы.

Смартфоны. Цифровые технологии. За десяток лет смартфоны и планшеты тоже поучаствовали в распаде культуры. В смартфоны люди таращатся нынче повсеместно, все пишут или читают что-то почти всегда, в кино, в автобусах, на работе, даже в операционной.

Но как пишут эти люди? И что пишут? Что и как читают? Многие из этих заметок — «чистый мусор, мусор, мусор», убеждён автор. Кроме того, психика людей, уткнувшихся в смартфоны, постоянно сбоит, мысль работает отрывисто, тыканье в кнопки становится навязчивой идеей. Культура сети — это только наполовину культура. Многие, не умея выразить собственную мысль, не идут дальше «копипаста» (копирование и вставка). Такая практика стала уже «стандартной». Кругом смайлики, нелепые сокращения слов, заметки, набранные людьми, пальцы которых не попадали в клавиши. Кругом изречённые банальности, кругом ненужные мелочи жизни, раздутые до событий. Никогда в истории люди не писали так много.

И «бедняжка школа» в этом не виновата. Электронная культура пронизывает не одну школу, а всю жизнь общества. Безграмотность распространяют средства массовой информации, именно поэтому она «разлетелась подобно вирусу», отмечает с горечью автор. Просто послушайте, какую абракадабру изрекают господа тележурналисты, не умеющие ни произносить правильно слова, ни интонировать, ни делать паузы. Начинают вирусное заражение учителя первых классов, грешащие грубыми ошибками в письме, довершает дело всё общество: когда ребёнок вырастает, безграмотность в нём закрепляется. Да и как может школа противостоять сетевым и прочим корпорациям вроде «Apple», «Google», «Facebook» и «Pearson»?

К счастью, некоторые люди видят надвигающуюся катастрофу и по мере сил противостоят ей. Да, педагоги нынешних школ имеют очень низкую квалификацию и разрушают язык, однако думающие молодые люди продолжают заниматься серьёзно, учатся писать и читать правильно, а смартфоны и прочие устройства используют лишь при необходимости. Таких людей автор знает «довольно много». И неспроста в мире произошёл настоящий взрыв домашнего обучения: люди стремятся выучить «сами себя».

О культурной катастрофе недавно написала и Нина Хрущёва (Nina L. Khrushcheva), автор книги «Представляя Набокова: Россия между искусством и политикой» и «Потерянный Хрущёв: путешествие в ГУЛАГ русского мышления», профессор международных отношений в Новой школе (New School) и старший научный сотрудник в Институте мировой политики (World Policy Institute). Её статья опубликована на сайте «Project Syndicate» . Речь идёт о США.

«То, что мы любим, нас погубит», — напророчил О. Хаксли в 1932 году. «О дивный новый мир» — роман, где показано, как человечество в будущем губит себя жаждой постоянных развлечений, невежеством, технологиями и избытком материальных благ.

И вот интересный тезис Хрущёвой: избрание в США на пост президента Д. Трампа наталкивает на мысль, что предсказание Хаксли исполнят Соединённые Штаты. И случится это более чем за пятьсот лет до намеченного писателем срока.

Суть в том, что социальная культура США давно обходит стороной высокоинтеллектуальное мышление. Налицо попустительство по отношению к простонародному эгалитаризму: последний обусловлен стремлением к «неограниченному творчеству». Кроме того, играет роль и ничем не ограниченный капитализм. Всё, что человеку нужно для рывка вперёд, — это упорство.

Индустрия культуры в США давно придала политике оттенок сюрреализма киношного толка. Политики превратились в персонажей. Автор приводит некоторые примеры, выделяя среди «персонажей» Кеннеди, Рейгана, Буша-младшего, наконец, Трампа, прославившегося «политическими предложениями» длиной в 140 знаков (имеются в виду послания в «Твиттере». — О. Ч.). Экс-звезда реалити-шоу знает, как привлечь к своей персоне внимание. Сторонники Трампа проголосовали, по сути, за киношного персонажа — злого босса из шоу «The Apprentice», авторитарного типа, который расстреляет или депортирует кого угодно и не думая.

Будущее США при Трампе, однако, является не миром Хаксли, но миром Оруэлла. Грядущие годы принесут «разрушительные последствия». Однако есть и «светлая сторона»: сопротивление разрушит систему.

Впрочем, до скверного будущего дело может и не дойти. Но даже в таком случае Трамп может сделать так, что американские избиратели, ныне увлечённые снимками с котиками и новостями-фальшивками в социальных сетях, постепенно утратят остатки умения отличать реальность от виртуальности.

* * *


Нельзя обойти стороной и Россию. Культурное понижение (говоря языком Толстого, «понижение умов»), сегодня проявляющееся в социальных сетях и СМИ и сопровождающееся вопиющей безграмотностью, является бесспорным фактом. Образовательная катастрофа привела к тому, что, получив школьное образование, 17-летние выпускники практически не умеют писать.

В 2009 году на сайте «Московского комсомольца» вышло интервью, позднее ставшее популярным (более 140 тысяч просмотров). Корреспондент Марина Лемуткина побеседовала с доцентом кафедры стилистики русского языка МГУ Анастасией Николаевой.

Вывод корреспондента: «Нез наю», «генирал» и «через-чюр» — возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы».

В интервью даётся оценка проверочному диктанту по русскому языку, который написали первокурсники журфака.

«Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год, — сказала Николаева. — Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение… Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита».

И это был сильный набор на курс: у молодых людей средний балл по русскому языку равнялся 83. Эту «элиту» следовало признать не просто пятёрочниками, а суперпятёрочниками (отличная оценка по русскому языку в том году начиналась с 65 баллов).

Что же можно сказать о троечниках?

Верной западной дорогой идём, товарищи.
Автор: Олег Чувакин

Использованы фотографии: Jordan McQueen
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх