люда сипкина (горина) предлагает Вам запомнить сайт «РЕБЁНОК.RU»
Вы хотите запомнить сайт «РЕБЁНОК.RU»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Каждый новый ребёнок – новая и чудесная краска на палитре семьи, где художник – жизнь.

«Роль учителя преувеличивают». Педагог о том, как влиться в школьную жизнь

развернуть

Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 06/09/2017

Кандидат педагогических наук о природе гениальности детей, гиперактивности школьников и роли родителя и учителя в их жизни.

«Роль учителя преувеличивают». Педагог о том, как влиться в школьную жизнь
Ирина Якунина / АиФ

Для тысяч первоклассников и их родителей начался новый этап в жизни, а с ним и первые школьные проблемы: в какой кружок отдать ребенка, как находить общий язык с учителями и умерить гиперактивность ученика, который не сразу перестраивается с «летнего» режима. О том, как гармонично влиться в школьную жизнь, «АиФ-Черноземье» спросил у кандидата педагогических наук, завкафедрой дошкольного и начального образования Курского института развития образования Ольгой Байбаковой.

Как все, но чуточку лучше

«Роль учителя преувеличивают». Педагог о том, как влиться в школьную жизньВероника Тутенко, «АиФ-Черноземье»: Ольга Юрьевна, одни педагоги считают, что к первому классу ребёнок должен уже чуть ли не знать всю таблицу умножения, другие — что вообще не нужно уметь считать и писать, научат в школе. Где истина?

Ольга Бабайкова: Как всегда, посередине. Но важно при этом учитывать, что современные методики рассчитаны на то, что ребёнок уже умеет читать. Лучше подумать заблаговременно о подготовке к школе, чтобы у первоклассника не было стресса от школьной программы. Если же к своему первому Дню знаний он ещё «не зачитал», расстраиваться не стоит, так как само по себе умение складывать буквы в слова ещё не гарантирует успешности обучения. Важнее словарный запас, фонематический слух (умение понимать и запоминать то, что услышал - ред.), умение следовать инструкции.

Поменьше гаджетов, побольше прогулок в парке или лесу. У ребенка должен быть разнообразный опыт — рыбалки, посещения музеев. И не обязательно, чтобы он запомнил при этом, что говорил экскурсовод. Должно отложиться в голове, что он был в музее, и ему там понравилось. Например, в Скандинавии на этом принципе построена музейная педагогика. На территории старинных замков есть качели, игровые комнаты, дубляжи музейных экспонатов, которые можно даже примерить, если речь, например, о доспехах.

— А в каком возрасте нужно начинать посещать кружки, секции?

— Хорошо, если к пяти годам ребёнок попробовал уже разные виды деятельности — плавать, лепить, музицировать. Но нельзя навязывать ему свои предпочтения. Если вы хотите, чтобы он играл на фортепиано, а ему больше нравится барабан, дайте ему барабан!

— Сегодня издаётся много книг для родителей на тему, как воспитать гения. Как вы считаете, это возможно, или гением можно только родиться?

— Настоящая одарённость, когда способности выходят за пределы человеческих способностей, — большая редкость. Таких людей только 4%. Но был бы Пушкин Пушкиным, если бы не попал в лицей? А если бы родился в наше время, сдал бы он ЕГЭ? Когда я была в Царскосельском лицее, видела его аттестат, где блестяще сданы экзамены только по словесности, фехтованию и французскому. Однако очень низкие результаты по математике не помешали проявить себя великому поэту. Невозможно предугадать, какие факторы должны сложиться воедино, чтобы засиял новый Моцарт или Ломоносов. Да и нужно ли миру множество гениев, ведь по большому счету каждый хочет быть, как все, но чуточку лучше? Гораздо важнее социализация — это, называя вещи своими именами, приспособление. А вот развить у ребёнка высокую познавательную активность можно, если погрузить его с детства в интеллектуально-творческую среду, создать атмосферу благополучия, но в ней дети будут проявлять себя неодинаково.

Учительница первая моя

— Какую линию поведения выбрать родителям с первым учителем ребёнка?

— Когда двадцать шесть лет назад я только пришла преподавать в школу, родители моих учеников были почти вдвое старше меня, и я очень благодарна им за то, что они говорили своим детям: «Слушайся учительницу». Хотя прекрасно понимали, что их жизненный опыт во многом превосходил мой. Не нужно обсуждать учителя в присутствии ребенка. Если родители позволяют себе это делать, то должны знать, что закладывают таким образом у своего ребёнка определённый поведенческий навык, и следующим объектом для критики станут они сами.

— Первый учитель — важное лицо в жизни ребёнка. Хорошо, если повезло, и дома первоклассник восторженно рассказывает, какой у них хороший классный руководитель. А если, напротив, отношения с ним не складываются?

— Да, это действительно важный момент, хотя вообще роль учителя, школы в жизни ребёнка, считаю, несколько преувеличена, и родителям стоит относиться к этому проще. Скажем, когда мы приходим в магазин, мы не ожидаем, что продавец-консультант воспылает к нам любовью. Но вправе рассчитывать на элементарную вежливость и получение достоверных сведений о товаре. Грубо говоря, знания — тот же продукт. Если учитель становится мудрым наставником, другом — хорошо, если нет — вряд ли стоит это воспринимать как личную трагедию. Задуматься о смене учителя следует, если регулярно возникают конфликты, и погасить их не удается. Опять-таки какому-то ребенку нужен учитель щедрый на эмоции, а кому-то — наоборот. Знаю случай, когда избалованного, изнеженного ребенка отдали к строгой учительнице. Некоторые ученики уходили от нее к другим педагогам, не столь требовательным. Он же остался ей безмерно благодарен и на протяжении многих лет поздравляет ее с праздниками.

— А если у ребенка проблемы с дисциплиной, какой ему нужен учитель?

— Все зависит от конкретного случая. Например, у меня был ученик, очень умный, но мог, например, поднять руку и задать вопрос, не относящийся к теме урока вроде «когда умер Клод Моне?». В этом случае лучший вариант — учитель с хорошим чувством юмора. В противном случае, особенно если учитель считает, что если чего-то не знает, то потеряет лицо, будет нарастать напряжение.

— Нужно ли делать с младшими школьниками домашнее задание?

— В первом-втором классе обязательно быть рядом, помогать правильно организовать процесс, но не делать за него уроки. Чем ребенок старше, тем больше должна быть степень самостоятельности. В четвертом классе достаточно просто проверять.

Гиперактивность — явление временное

— Дисциплина — сегодня больной вопрос для многих родителей и педагогов. Как умерить гиперактивность ребенка?

— Помогут элементарное соблюдение режима с проговариванием на ночь всего хорошего, что произошло за день, и что будем делать завтра. Гиперактивные дети могут показаться наглыми и невоспитанными, но на самом деле они очень ранимы, а в незнакомой ситуации, не выдерживая напряжения, уходят от стресса, проявляя двигательную активность, — реакция, как у дикого зверя, которого запустили в незнакомое помещение. Чтобы умерить эту реакцию на раздражитель, важно предварительно проиграть ситуацию, например, перед походом в больницу поиграть во врача, надеть белый халат, а потом пусть ребенок вас «полечит».

Следует прогуляться и лучше не раз до того места, которое предстоит посетить ребенку, чтобы оно не вызывало у него чувства неопределенности и страха.

Детские праздники следует ограничивать во времени (их продолжительность не должна превышать 50 минут), избегайте игр соревновательного характера и агрессивного музыкального фона. В гостях, если ребенок начал себя вести беспокойно, нужно обнять, прижать и покачать. А когда почувствуете, что напряжение спало, говорите короткими фразами, акцентируя внимание на положительных моментах, оставляя ребенку право выбора, тем более, речь о его досуге. Например, «давай пойдем посмотрим, понравится — останемся, нет — пойдем».

— Что еще взять на заметку родителям?

- Не надо обещать покупок за «хорошее поведение». И никаких «мне за тебя стыдно» и уж тем более «отдам тебя дяде»! Лучше, даже если ребенок все же попросился домой немного раньше, скажите «молодец, я тобой горжусь, следующий раз добудем до конца, да?» И повторяйте это при каждом удобном случае. Не позволяйте себе агрессии. Сначала успокойтесь, а потом скажите ребенку, что чувствуете, не обвиняя. Кстати, годам к 10-12, когда формируют волевые реакции, гиперактивность при правильном воспитании сходит на нет.

Дюдюка против терроризма

— В каждой школе, наверное, есть учителя, которых дети просто обожают. В чем их секрет?

— В увлеченности. Вообще об учителе сложилось два противоположных мнения — любо как о горящем, творческом, инициативном идеалисте, либо, напротив, как о человеке издерганном, нервном. В жизни же эти крайности встречаются относительно редко. Но однозначно учитель должен быть интересным: любить жизнь, иметь какие-то увлечения. Например, в Курской области есть замечательная учитель начальных классов Ольга Викторовна Вертикова, дважды становившаяся победителем конкурса «Лучший учитель» приоритетного национального проекта «Образование». Они всем классом садятся на велосипеды и путешествуют по району. У таких педагогов урок — это целое действо, спектакль.

— Вы ставите спектакли для детей и родителей и в прямом смысле. Это важно для педагогического процесса?

— Я пятнадцать лет пишу сценарии для центра творческого развития. Стараюсь, чтобы в каждом была заложена современная «недетская» проблема, например, терроризм, но прямо не называю явление, позволяя детям самим сделать выводы. К примеру, некая зловредная особа по имени Дюдюка хочет чего-то, сама не знает, чего, и думает, что это что-то есть в мешке у Деда Мороза. Чтобы заполучить желаемое захватывает в заложники (но само это слово тоже не произносится) слона, попугая, обезьянку и требует в обмен на их освобождение тот самый мешок подарков, но в конечном итоге сама оказывается в мешке. Порадовало, что дети отнеслись к проблеме всерьез. Спрашивали потом меня: «Ольга Юрьевна, как Дюдюка чувствовала себя в мешке? Ей было страшно?» Дети в этом возрасте одновременно и видят, и не видят грань между реальностью и игрой.


Источник →

Ключевые слова: воспитание, Книги, школа
Опубликовал Игорь Сипкин , 21.09.2017 в 04:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Присоединиться

Поиск по блогу

Люди

760 пользователям нравится сайт rebenok.mirtesen.ru

Последние комментарии

Алина Шелл
Валентина Туровинина
Zhanna Ivanova
Класс,спасибо за подсказку. Миндалем украшала,но хлопьями для детей будет лучше.
Zhanna Ivanova САЛАТ "ШИШКИ"
iva ignatov
Людмила Пономарева
Очень полезные рецепты..благодарю..
Людмила Пономарева 4 рецепта полезных конфет, которые легко приготовить дома
iva ignatov
Виктор Козодоев
Владимир Бекетов
iva ignatov
iva ignatov