На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 202 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

МЭШ — «трэш»

Родители против проекта «Московская электронная школа»

Департамент образования Москвы в принудительном порядке массово переводит столичные школы на электронное обучение с сентября нынешнего года. Процесс идет очень активно, но пока в полуофициальном формате — в рамках внутренних приказов и межведомственного взаимодействия. По мнению одного из главных «инноваторов» образования, сторонника отмены экзаменов ипятибалльной шкалы оценок, московского чиновника Исаака Калины, время на апробацию прошло — пора нести «вай-фай», интернет и гаджеты в каждый класс. Одна незадача — противостояние родителей, переживающих, в отличие от чиновников, за физическое, психологическое и нравственное здоровье своих детей. В ответ на разумные доводы родителей группа анонимных разработчиков из Департамента образования (ДОгМ) и Департамента информационных технологий (ДИТгМ) г. Москвы заявляет о невероятном прорывном эффекте и безопасности Московской электронной школы (МЭШ), отказываясь считать ее социальным экспериментом над юным поколением с неизвестными последствиями.

По всем базовым критериям — отсутствие аналогов в мире, отсутствие подробных экспертных отчетов и положительной оценки применения по итогам 10 лет пилотного использования — МЭШ (о подводных камнях которой «Катюша» ранее подробно рассказывала ) является именно экспериментальной образовательной платформой, которую недопустимо насаждать по разнарядке. Члены Московского родительского клуба обратились в ДОгМ за разъяснениями: на каком основании модернизаторы вытесняют традиционное образование? Общественники обратили внимание муниципалитета на то, что санитарная и психолого-педагогическая экспертизы применяемых в МЭШ информационных технологий либо не проводились вовсе, либо были пустой формальностью. В открытом доступе нет данных о проведенных исследованиях, о технических регламентах для оборудования, о гигиенических требованиях к эксплуатации устройств.

В официальном ответе из Департамента образования сообщается, что МЭШ внедряется в рамках «обеспечения современных условий обучения и воспитания, модернизации устаревшей цифровой инфраструктуры образовательных организаций, дистанционных образовательных технологий», с многочисленными ссылками на стратегии государственного развития, поручения Президента, правительственную программу «Цифровая экономика» и т.д. Затем были перечислены федеральные законы и нормативно-правовые акты, обуславливающие создание МЭШ.

1


2


3


4


5


Заметим: странен сам факт того, что ответ готовили специалисты по дополнительному профессиональному образованию, тогда как МЭШ навязывается всем школам в качестве основной и единственной системы общего образования. Насколько компетенция сотрудников Городского методического центра (ГМЦ) позволяет анализировать электронный проект? Похоже, других спецов в ДОгМ просто не нашлось. Потому и оценка содержания и ожидаемого эффекта МЭШ в данной отписке отсутствует — рассказывается лишь о юридической базе, позволившей экспериментаторам от образования «заплыть за буйки».

Наконец, на основании инструкций, написанных преимущественно чиновниками Минобрнауки и того же ДОгМ, в департаменте категорически заявили, что МЭШ — не масштабный эксперимент над детьми, а средство модернизации инфраструктуры и обеспечения всех страждущих (учеников, учителей, родителей) электронными материалами. То есть нас убеждают, что это всего лишь обновленная форма передачи знаний с прежним содержанием. Хотя на самом деле она предполагает принципиально иной, клиповый формат урока, именуемый «сценарием». Утверждается он, кстати, спецами того же ГМЦ, которые проверяют текст сценария на отсутствие фактических и логических ошибок (очевидно, исходя из собственных познаний), а также нарушений российского законодательства. Автором может стать любой желающий — то есть вовсе не только учитель или человек с профильным образованием. Но клиповый характер презентации, даже с самыми яркими иллюстрациями и видеороликами, никогда не передаст информацию так, как это делает классическая книга. Вместе с формой передачи информации неизбежно поменяется и само содержание, и ее восприятие учеником. Сам проект МЭШ, на словах поддерживающий традиционное образование, называет традиционный учебник «скучным» и предлагает с ним попрощаться.

мэш


Не случайно в прошлом материале по МЭШ мы обращали внимание, что этот проект полностью коррелирует с глобалистским планом Агентства стратегических инициатив «Форсайт образование-2035», предлагающим переход на виртуальное, удаленное обучение с заменой учителей на менеджеров «личных карьерных траекторий». Форсайт внедряет такие немыслимые понятия, как «геймификация образования» (учеба как компьютерная игра), «живой учебник» (электронный учебник с меняющимся содержанием), «виртонаркомания», «дети планшетов», «учебные системы дополненной реальности» и многое другое (подробнее по ссылкам: http://map.edu2035.org/futuremap или http://changelab.tilda.ws/2035). Со всей очевидностью Форсайт направлен на слом, демонтаж традиционной системы образования в России. Точно так же расставлены акценты и в МЭ: к сотрудничеству для написания сценариев приглашаются разработчики игровых приложений, а вместо систематизированных учебников ребенку предлагается носить с собой планшет в качестве площадки «для смелых экспериментов». Если все это и можно назвать единым образовательным пространством, чего в декларациях добивалось Минобрнауки, то разве что единым пространством хаоса и бессистемности.

Активисты Московского родительского клуба вынуждены самостоятельно искать экспертов из сферы здравоохранения, образования и IT, которые могли бы рассказать о вреде и рисках при реализации МЭШ, переводить с иностранных языков соответствующие материалы и исследования на тему воздействия электронных устройств и Wi-Fi-излучения на здоровье. Специалисты в области санитарного законодательства провели анализ СанПиН на предмет использования электронных средств обучения и пришли к следующим выводам:

Интерактивные доски/панели:

1. Требования к использованию интерактивных досок/панелей (на отраженном свете) в общеобразовательных школах отражены в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» к условиям освещения при их использовании (п. 5.7).

В конце 2015 г. вышли изменения к СанПиН 2.4.2.2821-10 и в п. 10. 18 были добавлены требования к интерактивным доскам/панелям (на отражённом свете): Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах — 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж). (Абзац введен Изменениями N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81).

В соответствии с п. 13.1 ответственность за выполнение данных норм лежит на руководителе образовательной организации. Контроль за соблюдением указанных требований также должен осуществляться в рамках программы производственного контроля, где указывается конкретный ответственный исполнитель.

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения. Требования к продолжительности непрерывного использования технических средств обучения установлены только для электронных досок/панелей с экранами отражённого свечения.

2. Экран новых интерактивных панелей МЭШ (Московская электронная школа) является источником света, что в соответствии с классификацией технических средств обучения снижает индекс безопасности данных устройств и требует более жёстких требований при их использовании. Интерактивные панели МЭШ относятся к низковольтному оборудованию, требования к безопасности которого отражены в ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования». Замена обычных классных досок на интерактивные панели МЭШ не предусмотрена СанПиН 2.4.2.2821-10. В соответствии с требованиям ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», на интерактивные панели МЭШ должен быть представлен сертификат соответствия, выданный аккредитованным органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Сертификация оборудования проводится на основании сведений об испытании образцов продукции. Если оборудование выпускается серийно, то в соответствии с п. 3 ст. 7 ТР ТС 004/2011, наряду с испытанием продукции проводится анализ состояния производства.


Вывод: В настоящий момент исследования влияния процесса обучения с использованием интерактивных панелей, являющихся источниками света (новые электронные панели МЭШ) на организм детей на территории РФ не проводились, гигиенические нормы СанПиН для них не разработаны.

Использование ноутбуков, планшетов и других электронных устройств:

Использование ноутбуков регламентировано требованиями как к ПЭВМ (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10). Требования к шрифтовому оформлению текста на экране, являющимся источником света (имеющего низкий индекс безопасности), должно быть жёстче, чем для текста, отображаемого на экране ридера, и тем более бумажного учебного издания. Требования к шрифтовому оформлению текста для учебных изданий на бумаге отражены в СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к учебным изданиям для общего и начального профессионального образования», требования к шрифтовому оформлению текста на экранах ридера в методических рекомендациях «Гигиеническая оценка ридеров и их использования в образовательных организациях».


Вывод: Использование в общеобразовательных школах персональных планшетов с экраном, являющимся источником света, не предусмотрено ни одним действующим нормативным документом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Использование смартфонов в образовательном процессе не предусмотрено ни одним нормативным документом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Влияние электромагнитных полей СВЧ диапазона:

Основным вредным фактором использования точек доступа беспроводного интернета (Wi-Fi) является наличие электромагнитных полей СВЧ диапазона. Оценка воздействия ЭМП на население осуществляется по эффективным значениям напряжённости электрического поля (В/м) в диапазоне частот 30кГц-300 МГц (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03). Также установлены временные допустимые уровни ЭМП, создаваемые ПЭВМ на рабочих местах в диапазоне частот 5 Гц-400 кГц (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Установленные нормативные значения используются для оценки воздействия ЭМП на население в целом, но дети и подростки являются более уязвимой группой, что подразумевает более высокую восприимчивость к действию данного фактора.


Вывод: В настоящий момент нормативные значения для оценки действия ЭМП на организм детей и подростков не установлены.

Таким образом, все, что предлагает ДОгМ, является в чистом виде экспериментом, причем экспериментом над здоровьем наших детей. У родителей есть все основания для переживаний — в том числе и за педагогическую эффективность МЭШ, об уровне навыков и компетенций выпускников этой системы в сравнении с традиционными формами обучения. Не лишним будет заметить, что в школе для детей передовых американцев-сотрудников Силиконовой долины (компаний Google, Yahoo и др.) перед началом уроков ученики обязаны оставлять все гаджеты (включая телефоны) в специальных шкафчиках. Учатся они в классах с привычными досками и мелками, с бумажными книгами, которые г-н Калина и армия глобализаторов у нас называют «старомодными».

А вот как решил вопрос с использованием гаджетов своими детьми сооснователь Apple Стив Джобс: «Они не пользуются ими. Дома мы ограничиваем время, которое дети проводят за экранами айпадов. Мы с ними много общаемся, обсуждаем книги, историю — да все что угодно. Но при этом ни у кого из них во время разговора с отцом не возникает желания уткнуться в айфон».

Эксперт Евросоюза, биолог, доктор философии Арик Сигман много лет посвятил исследованиям влияния компьютеров и мобильных телефонов на здоровье человека. Он объездил с лекциями весь мир и является Сигман пришел к выводу, что у проводящих в сутки более двух часов перед монитором возникают микроповреждения клеток и артерий и повышается риск онкологических заболеваний.

Есть и другие независимые исследования, из которых следует: у людей, постоянно находящихся в режиме «онлайн», быстро происходит деградация мозга. Еще в 2008 году было известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев. Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует, как робот — выхватывает отовсюду разрозненные куски данных, постоянно перескакивает с одного места на другое, а информацию оценивает исключительно с позиции «поделиться», т.е. «А можно ли это "откровение" кому-нибудь переслать?». Но не с целью обсудить и порефлексировать, а, главным образом, с целью вызвать эмоции в виде анимированной реакции, сопровождающейся короткими репликами и возгласами в СМС-формате.

В ходе тестов выяснилось, что страницы в интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F. Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы — посмотреть, «чем дело кончилось».

мэш

Работа мозга при чтении интернет-сайта. Красным показаны зоны, где внимание читателя задерживается дольше всего. Желтым — зоны беглого просмотра. Синие и серые области не читаются вообще.

И вот здесь МЭШ закладывает настоящую мину замедленного действия. Все зависимые от интернета потребители упрощенной информации находят слишком нудными и трудными для восприятия даже тексты в блогах размером более трех-четырех абзацев, не говоря уже о серьезных книгах. Таким образом, горе-реформаторы из ДОгМ купируют способность нового поколения москвичей (а следом за ними новую систему попытаются распространить и на всю Россию) логически мыслить и критически оценивать увиденное и прочитанное, сводя работу их мозга к «не осилил — много букафф». Даже люди с хорошими (в прошлом) навыками чтения замечают, что после целого дня метания по интернету и лавирования среди десятков и сотен электронных писем, они физически не могут начать даже очень интересную книгу, поскольку чтение уже одной только первой страницы оборачивается настоящей пыткой. Попробуйте повторить их опыт, чтобы лично в этом убедиться.

Это было не просто лирическое отступление, а важнейшие общеизвестные факты, которые наши чиновники и цифролоббисты продолжают злостно игнорировать. А родители продолжают бороться за будущее страны и настаивают на признании МЭШ экспериментальным проектом, предполагающим добровольное согласие обучающихся (для несовершеннолетних — согласие законных представителей). Каждому ученику должен быть предоставлен выбор — учиться по МЭШ, традиционной системе обучения, либо традиционной системе с элементами новых технологий. Соответственно, каждая московская школа должна быть в состоянии обеспечить такую альтернативу. Необходима всесторонняя государственная экспертиза данной образовательной технологии с привлечением экспертов «Научного центра здоровья детей» РАМН и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Москве», причем как краткосрочная (1-2 года), так и долгосрочная (8-10 лет). Все технические регламенты к оборудованию МЭШ, равно как и гигиенические требования, должны быть выложены в открытый доступ.

Складывается впечатление, что под соусом инноваций и «шагания в ногу со всем развитым миром» совершается откровенное вредительство, диверсия национального масштаба. В самое ближайшее должны быть проведены публичные слушания по этой теме с участием родительской общественности и экспертного сообщества. Чем больше будет площадок для обсуждения, круглых столов, чем больше граждан будут информированы о ситуации в нашем образовании — тем лучше. Ведь дело касается будущего нашего народа и государства. Это вопрос национальной безопасности, суверенитета, вопрос стратегический во всех смыслах слова.

РИА Катюша

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх