На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 202 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Агрессивный ребенок: как отучить обзываться и научить договариваться?

Агрессивное поведение у детей. Как научить ребенка выражать гнев и злость

Ничто так не портит отдых в праздники, как крики и ссоры детей, братьев и сестер. Если вам то и дело приходится растаскивать драки и разруливать конфликты, если к вашему ребенку уже прилипло словечко «агрессивный», попробуйте способы снижения агрессии у детей, которые предлагает психолог Александр Кузнецов, известный как Доктор Папа.

История несостоявшейся драки

Тебе 5 лет. Ты сидишь на полу, покрытом упругими квадратами с буквами и цифрами, и теребишь липучку на сандалии. Из столовой пахнет чаем и геркулесовой кашей. В двух шагах перед тобой играют в куклы Ленка с Машкой. Им хорошо, они сестры... Попробуй отбери у них что-нибудь — без волос останешься... Вовка, гад, машинку отобрал. Вон он, змей, в углу жужжит моей машинкой. Весело ему... А у тебя все внутри закипает. Почему такая несправедливость?

Я только на минутку отошел пописать, прихожу — машинки нет... Я вот видел, как папа вчера в игру на своем телефоне играл, так там один добрый взял дубину и другого — злого — да по башке! Вот я тебе, Вовка, сейчас покажу... Ага!..

Ты подмечаешь валяющуюся поблизости лопатку, вооружаешься и тихонько так подкрадываешься к Вовке сзади. Замах!.. Но что это — мое оружие как будто повисло в воздухе, ни вперед — ни назад. Застыло.

Ты поднимаешь голову вверх — над тобой возвышается фигура Тамары Федоровны. Она цепко держит лопатку и улыбается... Вообще-то, Тамара Федоровна — твоя любимая воспитательница. Но не сейчас. Зачем она вмешивается?

— Это моя машинка, а он забрал, — бормочешь ты.

— И ты злишься и хочешь отомстить? — спрашивает.

— Ну да, ща как тресну! Будет знать, — говоришь, снова пытаясь вырвать лопатку.

— Вова, подойди сюда, пожалуйста, тебе Саша кое-что хочет сказать, — зовет Тамара Федоровна, опуская лопатку.

То, что было дальше, даже язык не поворачивается рассказать, как будто это вообще был не ты. Только ты хотел вцепиться в Вовку, а Тамара Федоровна тут и говорит:

— Саша, скажи Вове, во что ты хотел поиграть?

— В машинку, это я ее первый взял!

— Ты расстроился, что Вова ее взял?

— Расстроился, — буркнул ты и покосился на лопатку.

— А кто придумает, что можно сделать, чтобы каждый мог поиграть? — неожиданно спросила Тамара Федоровна.

Задумались.

— По очереди! — вдруг выкрикнул Вовка.

— Отличная идея! Еще? — подзадоривала Тамара Федоровна и посмотрела на меня.

— Меняться, — неуверенно говоришь ты, почему-то роясь в карманах. К своему удивлению, достаешь оттуда еще одну машинку из этого же набора и протягиваешь Вовке.

— Молодец, Саша! — говорит Тамара Федоровна.

Вовка берет машинку, крутит ее перед носом и протягивает тебе свою (то есть твою), весело посмотрев на Тамару Федоровну.

— Дети, дети! Все идите ко мне! — зовет Тамара Федоровна и ставит рядом с вами два стульчика. — Становитесь! — говорит она вам с Вовкой, указывая на стульчики. Вы карабкаетесь, все обступают ваш пьедестал.

— У нас тут произошло маленькое чудо. Похлопаем нашим героям — они смогли договориться, представляете? Поменялись машинками, не подрались! Умнички! — объявляет Тамара Федоровна, взъерошив вам головы. И все хлопают.

А ты смотришь на Вовку: он победно поднимает машинку над головой, как кубок, ну и ты поднял. Думаешь: «Зачем я вообще на него злился? Мы же друзья, а машинку он взял потому, что не знал, что я играл. Надо было просто сказать ему, а я сразу за лопату...»

— Держи, Вовка, — ты суешь в его руку свою машинку, — доиграй пока, а я сейчас еще принесу, у меня в рюкзаке есть.

Как научить ребенка выражать гнев

Постарайтесь, чтобы ребенок осознал главное правило: «Злиться можно — драться нельзя». Он не должен бояться и испытывать вину за свои чувства, это может сильно навредить его развитию. Но его необходимо научить способам выражения своего гнева.

Вот несколько способов. Продемонстрируйте их ребенку.

  1. Стаканчик для крика. Заведите специальный стаканчик, желательно пластмассовый, в который ребенок может кричать, когда хочет выплеснуть негативную энергию. Покажите, как им пользоваться, крикните в него.
  2. Побить подушку.
  3. Топнуть ногой и сказать громко: «Я зол!».

Напоминайте и хвалите ребенка за применение этих способов, и его агрессивное поведение перейдет в приемлемые формы выражения гнева.

Крики — это не агрессия. Ребенок имеет полное право выражать свой гнев любым способом, кроме нападения (словесного и физического) и порчи вещей.

Как отучить ребенка обзываться

Если ребенок ведет себя агрессивно (в том числе вербально — оскорбляет членов семьи, угрожает, обзывается и пр.), научите его выражать свой гнев безопасно для других. Разъясните разницу между чувствами и действиями и поддерживайте выражение ребенком любых своих чувств и переживаний. Слушайте его внимательно и спокойно.

Негативные чувства нельзя хранить в себе — в один прекрасный день либо «крышу снесет», либо приведет к депрессии. Научите детей выпускать пар при помощи «Я-высказываний»: не «Ты козел», а «Я хочу, чтобы меня не отвлекали, когда я делаю уроки». Пусть свободно высказывают то, что у них на душе, но не в форме оценок другого, а описывая свои собственные чувства.

Как научить ребенка договариваться

Не принуждайте, не говорите, что нужно сделать. Давление рождает сопротивление и агрессивное поведение. Помните, что одна из ваших главных задач как родителя — научить ребенка договариваться. А какой самый эффективный способ обучения? Конечно же, личный пример. Учите ребенка, договариваясь с ним. Самое важное здесь — искать компромиссы. Часто это не просто, но такой стиль общения — возможно, самое ценное, что вы можете дать ребенку. Пользуйтесь своим интеллектуальным преимуществом.

Из книги "100 Советов Доктора Папы, или Как воспитать Счастливого Ребенка"

Александр Кузнецов

Авторская статья
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх