На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 204 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Воспитание как головоломка

Дети иногда приводят нас в отчаяние. Мы думаем: «Какие они безответственные, бездушные, им бы только играть и развлекаться!» Мы нервничаем, сердимся, ругаем их без конца. Однажды мы понимаем, что это порочный круг: мы все больше от них отдаляемся, они замыкаются от нас, мы не можем на них влиять.

deti-indigo

Если мы переходим в ругательный стиль воспитания, мы ведем себя вообще-то как чужие дяди и тети, которым противно, что рядом безобразно ведут себя чужие дети.

Однажды я поняла, что все дело в том, чтобы сменить свой взгляд на воспитание. Просто посмотреть иначе — и от этого все довольно сильно изменится.

Нужно посмотреть на свое общение с детьми не как на тягость и заботу, а как на… задачку, головоломку — действительно ломающую голову. И иметь в виду, что эта задачка может не поддаваться годами. Но вместо «О ужас!» можно подумать: «А ну-ка мы с ней поборемся!» (Только не с задачкой, а не с детьми).

Ведь если задача встречается нам в нашей профессии, мы не нервничаем, а решаем ее. И при этом (если работа любимая) беремся за нее с жаром и вдохновением, и никакие трудности не останавливают нас.

Всевозможные задачи окружают нас. Работа, быт ежедневно снабжают нас целыми горами задач и задачек. Но мы должны помнить, что человек тысячелетиями выживал среди труднейших условий и катастроф — а это значит, что в каждом человеке заложена необычайная сила для преодоления трудностей. Так неужели мы будем нервничать из-за того, что ребенок размазывает по столу кашу?..

Я смотрю на свои рабочие задачи, строю планы. Вот это и это мне нужно основательно изучить, это освоить, вот это сделать к такому-то сроку. Я вижу, что некоторые рабочие вопросы для меня сложны, и прикидываю, что для их разрешения мне потребуется несколько месяцев, а то и лет. И я делю этот большущий вопрос на части и каждый день с одной из частей (частичек даже) справляюсь.

Не то же должны мы делать в отношении наших детей?

Дети — наша головоломка. Дети — ужасно трудная и занимательная задачка. Что у них в головах? Почему они вдруг начинают грубить, оставляют после себя мусор, вытирают полотенцем измазанные краской руки?.. Нас ужасает количество этих «почему», мы в них тонем.

Возьмемся за одну из этих задачек и посмотрим на нее как на занимательную и вызывающую.

Конечно, эта задача часто отличается от тех задач, которые приносит нам наша профессия. Дети не только задают нам трудноразрешимые вопросы, но и вызывают наши эмоции — не всегда позитивные (раздражение, злость, боль, отчаяние). И именно эмоции часто мешают нам посмотреть на ситуацию с детьми как на задачу. Мы сердимся и перестаем управлять своим поведением. Ворчим, кричим, ругаем их. И этим задачу совсем не решаем. Истинное решение мы подменяем мгновенной реакцией — сделать замечание, обругать, пристыдить. Мы отреагировали (как бы исполнили свой родительский долг по отношению к детям), но ничуть не продвинулись в решении.

angel-ili-demon-2

Взгляд на конфликтную ситуацию с детьми как на задачку позволяет нам не поддаться эмоциям и отреагировать более разумно. Мы не загораемся гневом или обидой — это проходит мимо нас. Мы находимся в более уравновешенном состоянии продумывания — как адекватно отреагировать сейчас и как можно повлиять на подобные ситуации позднее.

Мы постоянно обмениваемся эмоциями с детьми: чувствуем их состояние и передаем свои ответные чувства. Мы считываем нежелательное поведение (грубость, каприз), и в нас ответно возникают чувства (гнев, обида). Тренировка (то есть сознательная направленность и постоянные упражнения) позволяет научиться снижать в себе негативные чувства (мы не позволяем себе «заразиться» ими, ставим «экран») или выражать их правильно.

Мы часто не думаем о том, что воспитанию нужно учиться, как и любому другому делу. И учение эффективно происходит на практике, а не в беседах.

Посмотреть на конфликты не как на стрессовую ситуацию, а как на тренинг общения. И чтобы научиться эффективно влиять в хорошем смысле на своих детей, мы должны пройти множество таких тренингов.

Воспитание потому иногда вызывает отчаяние, что мы считаем себя уже состоявшимися воспитателями и от этого особенно остро переживаем свое бессилие и неудачи.

Мы еще не воспитатели. Мы учимся. Мы пробуем. Нам задано невероятно много увлекательных задачек. В нас много сил. Мы беремся за эти задачки с веселостью и вдохновением.

Мы должны поддерживать в себе этот хороший азарт, который бывает при решении головоломки — легкость, веселость, дерзость, упорство. И тогда общение с нашими детьми будет превращаться в радость и увлекательное исследование.

Автор: Дарья Велижанина

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх