люда сипкина (горина) предлагает Вам запомнить сайт «РЕБЁНОК.RU»
Вы хотите запомнить сайт «РЕБЁНОК.RU»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Каждый новый ребёнок – новая и чудесная краска на палитре семьи, где художник – жизнь.

«Сказка - ложь, да в ней намёк». Как лечиться волшебными историями?

развернуть

Все материалы сюжета Журнал «АиФ Про Здоровье» №3 (113), март 2017

После рождения младшего брата ребёнка как подменили: стал агрессивным. Воспитатель советует сказкотерапию. Что это и как сказкой исправить характер мальчика?

Анна Филатова, практикующий психолог: Ещё недавно слово «сказкотерапия» вызывало как минимум недоумение: в сказках есть терапевтический эффект? Шутите? Сегодня же этот термин на слуху не только у молодых родителей - многие люди, обращающиеся за помощью к психологам, знакомы с этим методом психологической коррекции, потому что эффект действительно есть.

Яна Смирнова, «ПРО Здоровье»: Как это работает?

- Вы рассказываете ребёнку сказку. Он её слушает. Механизм воздействия сказки на человека довольно прост - образы из сказок обращаются одновременно к сознанию и подсознанию человека. Поэтому сказку можно назвать проекцией нашей бессознательной жизни. Это означает, что наиболее близкие человеку сказочные образы и сюжеты так или иначе открывают его внутренние переживания.

- Почему сказка, а не просто история из жизни, например?

- История подразумевает только реальные действия. Сказка же - нечто из другого, чудесного мира. Она присутствует в нашей жизни с самого детства. В это волшебное время нам нетрудно поверить в чудеса, которые происходят на каждом шагу, мы с лёгкостью пускаемся в фантастические путешествия, сидя за уроками, мечтаем о необыкновенном будущем. Нас не удивляют сказки, которые читает бабушка, - всё, что мы слышим, для нас так же реально, как то, что мы видим. Но детство проходит. Нам почему-то не попадаются волшебные палочки, заветные слова «по щучьему веленью, по моему хотенью» не работают.

- Каждый день большинство мам рассказывают своим детям сказки «просто так». Можно рассказать что-то «не то» и «поломать» ребёнку психику?

- Нет. И то, какие у ребёнка любимые сказки, что он просит рассказывать изо дня в день, будет ценной информацией для психолога. У каждого есть любимые сказки: у одного сказка из детства остаётся любимой на протяжении всей жизни, у другого предпочтения постоянно меняются - всё это становится ценной информацией в интерпретации профессионального сказкотерапевта.

- До какого возраста детям может помочь сказкотерапия?

- Это универсальный метод, который подходит для работы с людьми разного возраста, не только с детьми. Более того, взрослому человеку бывает очень полезно отключить рациональный ход мыслей хотя бы на время встречи со специалистом - сказкотерапевтом. Именно это помогает посмотреть на сложную ситуацию под другим углом, найти новые решения, а главное - силы для новых действий.

- Взрослым тоже... рассказывают сказки?

- Дело в том, что психолог использует сказку и как диагностический инструмент, и как коррекционный. Помимо обсуждения любимых сказочных историй и персонажей в сказкотерапии практикуется написание сказок самим клиентом. Как правило, ребёнок справляется с этим заданием моментально, у взрослого человека это может вызвать затруднения. Во-первых, срабатывают защитные механизмы, он пытается закрыться рациональным отрицанием непривычной деятельности: «Зачем мне это? Я серьёзный человек!» Задача психолога состоит в том, чтобы клиент смог почувствовать себя в безопасности, ощутить ценность той среды, в которую ему предлагают войти, - в сказку. Во-вторых, на взрослого человека так или иначе давит общественное мнение, и он хочет написать хорошую, складную сказку.

Однако, как и в любой другой проективной технике, в сказкотерапии нет хороших и плохих сказок, любая сказка - это видение мира, и это очень важная информация.

Когда человек пишет свою сказку, он чувствует в себе силу и власть над её героями, он сам решает, как будут развиваться события, когда и как сказка закончится. Как часто нам не хватает подобных ощущений в реальной жизни! Мы редко чувствуем себя творцами, не видим возможности управлять своей жизнью, не можем полностью взять на себя ответственность за неё. Сам процесс написания сказки является ресурсным, у человека расправляются крылья, он начинает чувствовать свободу.

- Как проанализировать любимую сказку? И всегда ли в сказке все герои что-то да значат?

- Да. Сказку в самом привычном её понимании можно считать зашифрованным в форме метафоры жизненным опытом предшествующих поколений. Поэтому анализ сказок, знакомых нам с детства, - процесс очень любопытный. Например, сказка «Колобок», которая не вызывает у детей никаких вопросов, взрослого человека часто ставит в тупик. Основной вопрос: чему учит история про хлеб, который катался по лесу? Убегай, не убегай - его всё равно съедят. И почему только лисе удалось съесть героя? Одна из интерпретаций сюжета этой сказки основывается на теории становления мужчины как личности: рождение, сепарация от родителей, самостоятельность, проявление хитрости и… встреча с женщиной (интересно, что из всех встреченных Колобком зверей только лиса женского рода). Именно последняя встреча говорит Колобку о том, что привычная схема поведения не всегда успешна. Проанализировав подобным образом известные с детства сказки, мы можем оценить их глубину и скрытую метафору.

Справка
Сказкотерапия - самый простой и удобный метод превращения ваших детей в друзей. Не читайте нотаций, читайте сказки! Придумывайте для своих детей особые истории - в них герои побеждают свои страхи, получают ответы на вопросы, учатся на своих ошибках. Прямое нравоучение или совет дети часто не воспринимают, а волшебные сказки готовы слушать каждый день. Например, если ребёнок боится темноты, ему не поможет совет «не бойся», а история про похожего на него героя, который подружился с темнотой, покажет ему новые пути преодоления своего страха. В помощь родителям выходит большое количество сборников терапевтических сказок под определённые проб­лемы ребёнка.

Как подобрать сказку?

Купите или поищите в Интернете сборник психокоррекционных сказок - в нём готовые сказки сгруппированы по проблемам.

Можно придумать свою, индивидуальную сказку: она не должна полностью копировать проблему, которая есть у ребёнка, а лишь напоминать о ней.

Сюжет придуманной вами терапевтической сказки должен развиваться по логике традиционных сказок: завязка, краткое описание героев, столкновение этих героев с проблемой, пути её решения, развязка и мораль.

Какая книжка от чего поможет?

  • «Гадкий утёнок» - для детей с заниженной самооценкой.
  • «Мальчик-с-пальчик» - для детей, которые могут чувствовать себя брошенными (родился младший ребёнок, родители слишком много работают и пр.).
  • «Заяц-хвастун» - для тех малышей, которые врут.

О чём рассказывать?

  • До 3 лет герои - животные и игрушки.
  • От 3 до 7 лет - феи, солдаты, принцессы.
  • От 7 до 10 лет - волшебные сказки, мистика, немного ужасов, превращений и пр. В них могут быть добрые привидения, раскаявшаяся Баба-яга и пр.
  • От 10 до 14 лет - подростки слушают притчи, бытовые сказки-истории. Их герой - подросток, похожий на них по возрасту и характеру.

Источник →

Ключевые слова: воспитание
Опубликовал Игорь Сипкин , 05.09.2017 в 04:02

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Присоединиться

Поиск по блогу

Люди

744 пользователям нравится сайт rebenok.mirtesen.ru

Последние комментарии

анастасия рерик
Бред
анастасия рерик Васильева рассказала, что дети в России погибают от уроков физкультуры
Любовь Лютик
очень даже интересно
Любовь Лютик Пуфик из ничего
Igor Igor
Алатырка
Владимир Бекетов
Алексей Казаков
Валерий Гусев
iva ignatov
Наталья Мишина
Класс! Супер! Красота! Творец красоты! Молодец!
Наталья Мишина Топ-10 лучших рецептов домашнего мороженого
Светлана Исаева