На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 204 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Бить детей нельзя, а воспитывать разговорами – бесполезно

Плохое поведение ребенка и приучение к дисциплине: разговоры не помогают

Чем опасны физические наказания и другие устаревшие методы воспитания детей, мы уже рассказали. Что использовать взамен? Может, просто объяснить ребенку, как плохо он себя ведет? Психолог Невена Ловринчевич отвергает и этот способ как бесполезный.

Воспитание детей

Родители более молодого поколения, которые не признают ни физического наказания, ни игнорирования, прибегают к разговорам как технике приучения к дисциплине. Разговор сам по себе невероятно важен. Однако в случаях, когда нужно оказать воспитательное воздействие, он оказывается совершенно бесполезен.

Плохое поведение ребенка и увещевания родителей

Петар (ему 3 года) злится на маму и впадает в истерику, пытаясь добиться от нее того, что он хочет (погулять подольше). На дворе ноябрь, уже холодно и сыро, а он сбросил куртку, упал на землю, кричит и визжит. Мама пытается поднять его на ноги, но делает это как-то неуверенно и не очень решительно, все время пытается урезонить его разговором и убеждениями. Ребенок, естественно, не унимается.

Или другой пример: Исидора (ей 14 лет) уже в который раз возвращается домой позже оговоренного времени. Мама и папа, тоже в который раз, объясняют ей, как важно придерживаться договора, как они волновались, как им не нравится ее поведение... Все это время Исидора, делая вид, что внимательно слушает родителей, скорее всего, думает, чего бы ей такого съесть на ужин.

Плюсы. Неагрессивный метод позволяет поддерживать взаимное доверие и близость. В определенных ситуациях (если ребенку больше семи лет, если его непослушание не так ярко выражено...) может надолго дать хорошие результаты.

Минусы. Метод, абсолютно неэффективный в ситуациях, которые нас больше всего пугают и выбивают из колеи: когда маленькие дети бесятся и ведут себя агрессивно, когда они совсем не слушаются или когда дети постарше упорствуют в своем плохом поведении.

Вывод. Не слишком эффективный метод, особенно в случаях, когда вам срочно необходима помощь.

Родитель, который уговорами хочет призвать ребенка к порядку, тратит на это свое время и энергию, но имеет мало шансов на успех.

Ребенок не хочет и не может его слушать, потому что он взбешен (если речь о маленьком ребенке) или потому что родитель не предпринимает никаких конкретных действий, которые ребенок мог бы воспринять как последствия своего поведения (если мы говорим о детях постарше). Разговор остается пустым сотрясанием воздуха, разговором ради разговора, и не приводит к улучшению в поведении ребенка.

Когда разговаривать с ребенком полезно

И все же от разговоров с ребенком мы никак не можем просто отказаться.

  • Во всех ситуациях, когда нам не требуется срочно навести порядок, нужно обязательно разговаривать с ребенком, чтобы ему было абсолютно ясно, чего вы от него хотите и почему. При этом дайте ему знать, что со временем вы предоставите ему самому возможность выбирать и постепенно подводите его к пониманию собственной ответственности.
  • Применив воспитательные меры, обсудите с ребенком сложившуюся ситуацию, четко обозначьте свои цели и намерения.
  • С самого раннего возраста приучайте ребенка говорить «пожалуйста» и «спасибо». В разговоре объясняйте ему, что использовать эти слова — значит выражать свое уважение к другим. Поначалу для малыша это будет просто игрой, но позже он начнет понимать, что значит быть вежливым.

Однако не перегибайте палку, чтобы ребенок не повторял слова не задумываясь, как попугай. И конечно, не забывайте сами говорить «пожалуйста» и «спасибо», когда обраща етесь к ребенку.

  • Настройте ребенка на эмпатию. Обсуждая с ним разные повседневные ситуации, приучайте его сочувствовать другим. Если ваш ребенок и его друзья не хотят принимать в компанию новичка, скажите своему малышу: «Видишь, как мальчику грустно из-за того, что вы не хотите с ним поиграть? А если бы дети не хотели играть с тобой, каково бы тебе было?». Если ребенок сможет поставить себя на место другого человека, он постепенно научится распознавать чужие чувства и потребности и будет с готовностью это делать, что позволит ему развивать свои социальные навыки, которые сослужат ему в жизни добрую службу.
  • Читайте и рассказывайте ребенку сказки и басни: про Белоснежку, Красную Шапочку, Золушку, про трех поросят, про стрекозу и муравья... В них — неиссякаемый источник моральных ценностей: добра, благородства, правдолюбия, сострадания. И добро там всегда побеждает зло. Проявляйте смекалку: вместо того чтобы просто читать ребенку вслух, поговорите с ним, выбирая темы, которые беспокоят его именно сейчас.
  • Ваши разговоры с ребенком должны быть частыми и искренними, и касаться они должны не только каких-то определенных ситуаций, но и вечных ценностей, которые вы считаете важными. Ребенок (как и вы) будет получать удовольствие от таких разговоров. Из них он будет черпать уверенность и близость, которую вы будете оберегать в течение всей жизни, поддерживая друг друга.
Итак, разговор незаменим, но лишь до или после применения воспитательных мер. Всегда помните: когда настанет время воспитывать — воспитывайте, не пытайтесь чем-то заменить меры приучения к порядку.

Из книги "Дисциплина без ремня"

Невена Ловринчевич

Авторская статья
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх