люда сипкина (горина) предлагает Вам запомнить сайт «РЕБЁНОК.RU»
Вы хотите запомнить сайт «РЕБЁНОК.RU»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Каждый новый ребёнок – новая и чудесная краска на палитре семьи, где художник – жизнь.

Прокачать «жёсткий диск». Как развить память ребёнка

развернуть

Статья из газеты: АиФ Здоровье №36 04/09/2018

Хорошая память – дар природы или плод неустанных тренировок? И то и другое.

Поэтому, если бог не наградил ваше чадо отменной способностью к запоминанию, её, к счастью, можно развить.

Прокачать «жёсткий диск». Как развить память ребёнкаНаш эксперт – врач-педиатр, нейропсихолог Ирина Борисова.

Счастливчики, которым повезло с памятью, учатся не только успешнее, но и легче тех, кому с этим даром повезло меньше. Порой они и к урокам не готовятся – хватает того, что запомнили в школе. Поэтому постараемся развить память наших детей как можно лучше, чтобы грызть гранит науки им было проще.

Лишь бы не скучно

Память бывает разных видов: например, кратковременная и долговременная. Первая хранит информацию недолго, вторая более надёжно. Есть также память произвольная и непроизвольная. В первом случае запоминание происходит само собой, во втором с помощью волевого усилия. Есть память механическая, она основана на многократном повторении. Так мы учим правила и стихи, параграфы в учебниках. Такая память наиболее хорошо развита у детей 6–14 лет, а с годами она слабеет. Именно поэтому малышам легче даётся изучение иностранного языка, чем взрослым.

Непосредственная (механическая) память укладывает в голову знания такими, какие они есть, а опосредованная требует осмысления. Тем не менее, чтобы тренировать мозг, недостаточно заниматься зубрёжкой. Важно, чтобы ребёнок имел желание узнавать новое и понимал, зачем ему нужно держать в голове знания. Информация, которую предстоит запомнить, должна быть ему интересна.

Призвать логику

Логика помогает не только запоминать теоремы, но и связывать воедино различные факты, проводить параллели между явлениями. Это улучшает не только запоминание, но и мышление. Чтобы овладеть логической памятью, нужно научить ребёнка во всём выделять главное и второстепенное, находить ключевые слова, делить на части по смыслу, составлять планы.

Ну а образная память даёт прекрасный механизм для запоминания чего угодно. Хорошо известны так называемые мнемонические приёмы (или метод ассоциаций). Они облегчают запоминание не связанных друг с другом явлений, предметов, цифр. Всем известный пример мнемоники – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Точно так же можно запомнить и последовательность слов, логически не связанных друг с другом. Например, ребёнку довольно трудно воспроизвести цепочку слов: «комар» – «девочка» – «огонь» – «стул» – «персик». Но если придумать рассказ, как комар укусил сидящую на стуле у огня девочку, жующую персик, то запомнить не составит труда. Кстати, словесный подбор разных ассоциаций к словам – отличная тренировка образной памяти.

Кроме того, надо учесть, что мы воспринимаем факты и образы разными органами чувств. Кинестетики легче усваивают информацию, полученную через движение, аудиалы - через слух, а визуалы запоминают глазами.

Важно

Заданиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память (заучивание стихов, правил, иностранных слов), лучше заниматься в первой половине дня. Оптимально – в 11 часов. Или около 16 часов. А по вечерам стоит заниматься лишь повторением.

Упражнения на разные виды памяти

Слуховая

  • Игра «Снежный ком». Играть можно вдвоём или целой компанией. Первый игрок называет слово, второй его повторяет и добавляет своё и так далее. Лучше ограничить выбор слов какой-то темой.
  • Раскрашивание картинки на слух. Взрослый читает текст с красочным описанием чего-либо. Например, речь может идти об украшении ёлки. После прочтения ребёнок должен будет нарисовать картинку в соответствии с услышанным: чтобы шишки были золотыми, шары – красными, гирлянда – голубой, а шапка у Деда Мороза – синей.
  • Прочитать рассказ, где есть много имён разных героев. Например, животных. После прочтения попросить ребёнка сказать, как звали лисичку, зайца, петуха, сову, волка и всех остальных.
  • Запомни фразу. Перед тем как прочитать вслух сказку, взрослый произносит одну фразу из текста. Например: «И тут заяц дал стрекача». Он просит ребёнка запомнить эту фразу и остановить чтение, когда взрослый дойдёт до этих слов.

Двигательная

  • «Повторяй за мной». Ведущий совершает разные движения, а ребёнок их повторяет в заданной последовательности. Усложнить задание можно, используя спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, ленты.
  • «Запрещённое движение». Всё то же самое, что и в предыдущем пункте. Однако есть важное условие: можно повторять все движения, кроме, допустим, прыжка на одной ножке или хлопка в ладоши. Игру лучше проводить под заводную музыку, а темп убыстрять.
  • «Кукловод». Взрослый ведёт ребёнка, у которого завязаны глаза, придерживая за плечи. Затем с глаз ребёнка снимают повязку и предлагают повторить только что проделанный маршрут самому.

Зрительная

  • Показать ребёнку одну за другой несколько цветных карточек (от 3 до 5). Затем ребёнок должен сам повторить эту последовательность.
  • Дать рассмотреть группу предметов (8–10). А когда ребёнок отвернётся, убрать один из них (задание сложнее – поменять несколько предметов местами или добавить новый предмет). Пусть ребёнок восстановит исходный вид.
  • Нарисовать человечка, используя 3–4 геометрические фигуры. Показать ребёнку рисунок на полминуты, а затем попросить его нарисовать такой же. Усложнённый вариант – показать сразу несколько таких изображений. Также можно показывать ребёнку геометрические фигуры, составленные из спичек, счётных палочек, веточек. Пусть запомнит и повторит.
  • Показать картинку, на которой изображено много разных деталей (хватит и полминуты). Далее ребёнок должен пересказать всё, что увидел и успел запомнить.

Источник →

Ключевые слова: воспитание
Опубликовал Игорь Сипкин , 05.10.2018 в 05:02
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Присоединиться

Поиск по блогу

Люди

930 пользователям нравится сайт rebenok.mirtesen.ru

Последние комментарии

Людмила Чайковская
спасибо
Людмила Чайковская Торт молочная девочка
леонид жильцов
schenin Шенкевец Нина (Попова)
Алатырка
Наталья Зимина
Алатырка
Наталья Зимина
У  всех упоминаются директора, не мелочь.
Наталья Зимина Почему педагоги уходят из школ. Мнение трёх преподавателей
Galya Fedorova
Инна Тимофеева
Сибирячка