В прошлой статье я рассказывала о книге М.М.Безруких «Обучение письму» и о том, как может навредить раннее обучение курсивному письму.
Сегодня продолжу знакомить вас с выдержками из книги и остановлюсь на мифе, который набирает все большую популярность.
«Причина плохого почерка – современная шариковая ручка. «Вот перышком писали, совсем другой почерк был».
Действительно, при письме чернильными ручками у многих (но далеко не у всех) детей почерк был лучше. Но дело не в ручке, а в скорости письма, чернильная ручка ограничивала ритм и темп письма,просто не позволяла увеличивать скорость письма так, как это происходит сейчас на начальных этапах обучения. Невозможно было писать постоянно, не останавливаясь: нужно было макать перо в чернила буквально после каждой буквы.
Именно медленный темп позволял лучше формировать навык. Если при письме шариковой ручкой соблюдать это условие, результат будет не хуже».
.
То есть чернильная ручка нужна не ребенку, а взрослому, которому не терпится набрать обороты в обучении. Если же взрослый понимает, насколько напряжен ребенок, насколько сложен сам процесс письма для него, и не форсирует, а дает ребенку возможность писать в его собственном темпе, то сама по себе перьевая ручка не нужна.
Процесс письма пером намного сложнее. Те красивые фотографии тетрадей пятидесятых годов с идеальными буквами, которые вы наверняка видели в интернете, – случаи единичные. Большинство же ребят того времени с трудом могли соблюсти все требования учителей. Несмотря на длительные уроки чистописания унифицировать почерк всех детей все равно не удавалось.
Вот что пишет М.М.Безруких:
Почти все мои одноклассники (и, я уверена, – все сверстники) ненавидели письмо и уроки чистописания. Сейчас мы можем объективно оценивать плюсы и минусы различных методик, но в 1940-1950-ые годы индивидуальные особенности ребенка не учитывались даже в чистописании. Все в школе было подчинено одной цели – «воспитанию социалистического отношения к труду.
.
Воспитательные задачи чистописания были четко сформулированы в книге учителя начальных классов А.А.Герасимчук:
«красивое письмо получается только при полной собранности ученика, внимании, старании и точном выполнении каждого элемента буквы: тренировка же в подобных работах воспитывает такие черты характера, как старательность, аккуратность, точность, исполнительность, добросовестность и полную ответственность».
Представим себе, насколько эти черты характера будут полезны и востребованы сегодня! 🤨
У нас вообще самые востребованные профессии сейчас: повар, водитель и продавец 😥.
Но вернёмся к перьевой ручке...
Какой ценой достигались те красивые страницы на фотографиях в интернете?
«Несложно представить себе все проблемы тех детей, которые, сколько бы ни старались, не соответствовали требованиям, а наказания за неисполнительность и недобросовестность следовали незамедлительно. Наказывали, вывешивая на доску тетради с небрежным почерком самых безответственных детей, которые подводили весь класс (я пошла в школу в 1952 году, и моя тетрадь тоже неоднократно «прикнопывалась» к доске), ставили двойки за письменные работы, жаловались родителям, стыдили на всех родительских собраниях. Самую лучшую тетрадь, а в нашем классе она была единственной, показывали как пример для подражания на каждом уроке, и все остальные чувствовали свою неполноценность».
Одна тетрадь на класс... 😡
Итак. Дело не в перьевой ручке, а в темпе.
На самом первом этапе обучения письму очень важно давать ребенку писать медленно.
А теперь вопрос на миллион:
ЧТО ТАКОЕ ПИСАТЬ МЕДЛЕННО?
На Ваш взгляд, сколько знаков в минуту считать медленным темпом?
Попробуйте замерить скорость письма у ребенка.
Свежие комментарии