Несгибаемые: 5 способов воспитать в детях жизнестойкость

Не просите их быть «вашими помощниками» и позвольте заблудиться в лесу

Фото: Matthew Paulson/Flickr

Одни люди, столкнувшись с неприятностями, рассыпаются на кусочки и никак не могут восстановиться, а другие быстро приходят в норму даже после серьезной травмы. Психологическая устойчивость, несомненно, важна во всех сферах жизни, поэтому понимание того, что лежит в ее основе и как ее тренировать — особенно у детей — представляет большой интерес для психологов.

1. Следите за языком

По мнению Кэрол Двек, чтобы вырастить успешных детей, мы должны «хвалить за усилия, которые привели к результату или прогрессу в обучении», а не просто за усилия в более широком смысле или только за достижения.

Исследования, проведенные Викторией Сиск и опубликованные в журнале Psychological Science в прошлом году, поставили под сомнение идею о том, что если вырабатывать у детей установку на личностный рост (идея, что путем усилий можно развивать, например, интеллект), то это ведет к росту академических достижений. Тем не менее, существуют доказательства, что если родители обращают внимание на действия ребенка, а не на то, какой он, это помогает ему противостоять неудачам. Как отмечают Эмили Фостер-Хансон и ее коллеги из Нью-Йоркского университета, в исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Child Development, «неудачи и трудности — обычное дело в процессе развития и взросления», поэтому важно изучить последствия наклеивания ярлыков — например, «ты умный» или «ты хороший помощник».

Исследование четырех- и пятилетних посетителей Детского музея Манхэттена показало, что неудачи больше ранят ребенка с ярлыком «помощник», чем того, которого просят «помочь». Дети, которых просили «помочь» с задачами, запрограммированными на неудачу (например, когда их просили убрать игрушечный грузовик, который развалился, как только они его поднимали), с большей вероятностью приходили на помощь в других сложных ситуациях. Напротив, дети-помощники, как правило, избегали этого, выбирая задачи с высоким шансом на успех при минимальных усилиях — например, уборка мелков. Возможно, эти дети пытались быстрым и практически гарантированным способом восстановить немного подпорченный имидж «помощника» — которым они не собирались рисковать дальше, выполняя сложную задачу. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети умели справляться с неизбежными неудачами, не просите их «быть» кем-либо, например, «моим помощником».

2. Обращайте внимание на сильные стороны

«Воспитание, основанное на сильных сторонах», подразумевает выявление и развитие положительных состояний, процессов и качеств у ребенка, объясняет Лиа Уотерс из Мельбурнского университета. «Этот стиль воспитания добавляет «позитивный фильтр» к тому, как ребенок реагирует на стресс, и снижает вероятность, что этой реакцией будет избегание или агрессия», — говорит она.

В 2015 году Уотерс и ее коллеги опубликовали предварительное исследование в журнале Psychology, в котором изучалось преодоление стресса в группе австралийских детей младшего школьного возраста. Команда представила детям несколько теоретических стрессовых сценариев — поссориться с другом из-за очереди на качели и оказаться единственным учеником в классе, который не выполнил домашнее задание на следующий день, — и попросила их описать, как бы они отреагировали. Дети, которые придумали «положительные» ответы (например, глубоко вздохнуть, чтобы справиться с домашним заданием, напомнить себе о счастливых временах с другом или «проявить доброту» и дать другому ребенку покачаться на качелях дольше) и отмечали, что их родители знают об их сильных сторонах и побуждают использовать их, испытали меньше стресса.

В 2017 году Уотерс и ее команда заявили, что родители могут научиться воспитанию, основанному на сильных сторонах. Родители, которые учились выявлять и развивать сильные стороны как у себя, так и у своих детей, стали более позитивно относиться к детям и испытывать большую уверенность в своей способности успешно их воспитать. Затем в 2019 году группа сообщила о связи между преодолением трудностей и повышенной усидчивостью у подростков. Авторы предполагают, что подход, «основанный на сильных сторонах», помогает справляться со школьными неудачами.

Чтобы применить этот подход, команда рекомендует осознанно выявлять и развивать способности, таланты и навыки детей и поощрять использовать их при возникновении трудностей.

3. Не защищайте их от стресса

Американский психиатр Деннис Чарни изучил разные типы людей, которые пережили травмирующий опыт — от военнопленных до нападения или стихийного бедствия, — и выявил факторы, которые объясняют, почему одни люди быстро оправляются от стресса, а другие — нет. (Его книга 2012 года «Несгибаемые» (Resilience), написанная совместно со Стивеном Саутвиком в Йельском университете, в полной мере объясняет полученные результаты.)

Оказалось, что главное — принимать сложные вызовы, а не избегать их. Чтобы развить это качество, Чарни рекомендует ставить детям задачи, с которыми они могут справиться, и как только они их выполнят, немного поднимать планку. Например, он брал своих пятерых детей в длительные походы и позволял им немного заблудиться. Во время одной из этих поездок, вспоминает он, одна из дочерей призналась, что «презирает его от всей души». (Теперь она взрослая и сама охотно отправляется в поход.) Чарни утверждает, что воздействие на детей контролируемых стрессовых переживаний позволяет им развивать «набор психологических инструментов» для преодоления стресса, который можно использовать и в зрелом возрасте.

4. Обучайте их навыкам саморегуляции

Непосредственное обучение детей тому, как регулировать свою реакцию на неудачи, повышает устойчивость, помогая им добиваться успехов в школе и в жизни. Это основная мысль исследования 2017 года, опубликованного в Frontiers in Psychology. В нем участвовали 365 испанских детей и молодых людей в возрасте от 15 до 21 года, каждый из которых испытывал трудности в учебе.

Ракель Артюх-Гарде из Международного университета Риохи обнаружила, что саморегуляция и стрессоустойчивость — это ключевые факторы, которые определяют успех или неудачу в учебе. В более позднем исследования она протестировала участников по шкале устойчивости (где их спрашивали о восприятии поддержки и способности переносить негативные ситуации) и саморегуляции (которая оценивала их способность ставить цели и придерживаться их, быть настойчивыми). Авторы исследования нашли четкую связь между этими двумя оценками. Участники, которые были лучше готовы учиться на своих ошибках — что считается важнейшим аспектом саморегуляции, — были более терпимы к негативным ситуациям. Другими словами, они продемонстрировали большую стрессоустойчивость.

Саморегуляция включает в себя анализ и постановку конкретных задач, связанных с целями, мониторинг и оценку своей работы, управление эмоциями и извлечение уроков из того, что пошло не так. Недавнее исследование показывает, что обучение детей этим навыкам также может помочь с устойчивостью к стрессам. «Исследование показывает взаимосвязь между двумя основными не-когнитивными навыками: устойчивостью и саморегуляцией, которые в равной степени или даже более важны, чем когнитивные аспекты, в образовании тех, кто подвержен риску социальной изоляции», — говорит Артюх-Гарде.

5. Сосредоточьтесь на «количестве времени» и групповых действиях

В 1998 году Исландия выступила с национальной инициативой с целью сократить потребление алкоголя и наркотиков среди подростков. Но программа была построена таким образом, что делала не только это, но и многое другое.

Тинейджерам давалась возможность бесплатно заниматься спортом, искусством и музыкой. Родителей же побуждали проводить больше времени с детьми и больше рассказывать детям о своей жизни.

Обе стратегии, по данным национальных опросов, получили широкое одобрение населения между 1997 и 2012 годами, и за тот же период статистические показатели подросткового употребления алкоголя и наркотиков в Исландии изменились — стали одними из лучших в Европе. «Это самое значительное и глубокое исследование стресса в жизни подростков, которое я когда-либо видел, — отметил американский консультант Харви Милкман в 2017 году. — Я просто очень впечатлен тем, насколько хорошо это работает».

Города и муниципалитеты во многих других странах переняли эту модель, и в 2019 году в Чили объявили, что развернут свою версию исландской программы на национальном уровне.

Исландская инициатива была направлена не на то, чтобы «воспитывать жизнестойкость», а на то, чтобы сблизить семьи и расширить доступ к спортивным и культурным мероприятиям. Речь идет о воспитании физически и психологически более здоровых подростков — детей, которым легче сопротивляться наркотикам, и которые лучше подготовлены, чтобы справляться с жизненными трудностями.

Однако этого не могло произойти без полной поддержки правительства, чиновников и школ. В других сообществах, которые внедряют эту модель и видят ее преимущества, в реализации подобных программ активно участвовали мэры или другие местные органы. Индивидуальный подход к улучшению саморегуляции у ваших, к примеру, детей — это одно. Но когда народ объединяется, чтобы поддержать всех подростков в обществе или стране, результаты могут быть необыкновенными.

Источник

Источник ➝

По какому праву банки берут комиссию при оплате за детский сад?

 
 

А знаете ли вы, что взимание дополнительных денежных средств при оплате родительской платы незаконно?! И если вы столкнулись с этим, рекомендуем обратиться в прокуратуру. Так как именно органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Обратиться в прокуратуру можно лично или через сайт в сети «Интернет». В заявлении в обязательном порядке указываются полностью фамилия, имя, отчество заявителя; адрес проживания. Срок рассмотрения обращения (заявления) – 30 дней.

В ряде субъектов Российской Федерации прокуроры уже пресекли факты незаконного взимания комиссии при оплате родительской платы за детский сад.

К примеру, Арбитражный суд Курганской области по заявлению прокурора признал недействительным положение договора о взимании с родителей комиссии при оплате услуг детского сада.
Поводом для обращения прокуратуры в суд послужили материалы проверки прокуратуры Дмитровского района.
Установлено, что в конце сентября 2011 года ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» в лице директора регионального филиала и Управление по делам образования, культуры, молодёжи и спорта заключили договор об обмене информацией об услугах, подлежащих оплате гражданами, и осуществляемых по их поручению переводах денежных средств без открытия банковского счёта.
В указанный документ было включено положение о том, что с родителей детей, оплачивающих услуги дошкольных образовательных учреждений, будет взиматься комиссия в размере 1,5%.
Вместе с тем, условие сделки о праве Банка взимать с плательщиков, не являющихся стороной договора, плату за выполнение операций при переводе денежных средств, противоречит федеральному законодательству, поскольку фактически возлагает на них обязанность по оплате услуг ОАО «Россельхозбанк» по перечислению родительской платы на счёт Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта.
По итогам проверки прокуратура региона обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным положения договора о взимании с родителей комиссии при оплате услуг по содержанию детей в детском саду.
Суд признал позицию прокуратуры обоснованной и полностью удовлетворил её требования (источник - https://procrf.ru/news/out/69177).

По аналогичным нарушениям по искам прокуроров выносились судебные решения, в соответствии с которыми взимания банками комиссии при оплате услуг по уходу и присмотру за детьми в детском саду признавались незаконными:

  • Пензенская область - Решение Арбитражного суда Пензенской области от 14 февраля 2011 года по делу № А49-7448/2010;
  • Красноярский край - Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 января 2013 года по делу № А33-4835/2012.

А в вашем регионе банки берут комиссию за оплату услуг детского сада?

Опасная профанация образования: эксперимент по удаленному обучению провалился, не успев стартовать

Загружается...

Картина дня

))}
Loading...
наверх