На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 202 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Как научить ребёнка читать быстро и правильно

FactUm-InfoИнформационно-развлекательный сайт

Итак, вы разобрались как научить ребёнка читать, и он уже даже делает это по слогам. Что дальше – оставить всё как есть, попрактикуется и доучится сам? Ни в коем случае! Иначе слоговое воспроизведение текста может войти в привычку, и перед вами остро встанет проблема – как научить ребёнка читать быстро, словами.

Родители, озабоченные будущем своего ребёнка, понимают: какой уровень чтения у школьника – такой и уровень успеваемости. Если ребёнок читает слогами в пятом классе, то отличником он не станет. Посудите сами, сколько времени ему понадобится хотя бы для того, чтобы прочесть и понять задание, не говоря уже о стандартных списках литературы.

Вне зависимости от возраста детей можно разделить на группы по их скорости чтения вслух:

- только учится читать

- читает 30 слов в минуту

- читает 80 слов в минуту

- читает больше 120 слов в минуту

По нормативам ребёнок должен читать 180 слов в минуту – этот объем выводит на определённый уровень восприятия и понимания текста. Такие показатели должны быть уже в четвёртом классе. К этому времени нужно научиться хорошо пересказывать, владеть текстом, понимать что там написано и видеть суть.

Учтите, что проблемы с учёбой и со чтением, в частности, всегда возникают из-за начальной подготовки. Дошкольный возраст закладывает фундамент будущего потенциала малыша, его успеваемости. Всё то, что происходит у ребёнка в школе – это последствия именно дошкольного периода. Поэтому, если к 3–4 годам малыш начинает оживлённо интересоваться книгами, приступать к обучению чтению не только можно, но и нужно. О базовых правилах обучения ребёнка чтению мы рассматривали в статье «Обучение детей чтению».

На что обратить внимание?

С ребёнком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления.

1. Развитие антиципации (предугадывания)

Когда взрослый человек читает, то он предугадывает слова, которые идут далее, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребёнок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же ещё видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

2. Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций

Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребёнка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счёте и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. В Интернете вы найдёте множество методик и упражнений на тему «как развивать мышление и улучшить внимание ребёнка».

3. Формирование интереса к чтению

Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребёнка. Отсутствие интереса – результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое. В связи с этим советуем прочитать нашу статью «Как заинтересовать ребёнка читать».

4. Развитие мелкой моторики и физическая подготовка

Каждый родитель должен знать как развивать мелкую моторику. Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для развития мелкой моторики у ребёнка огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее – главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Обратите внимание
Спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения

Чего делать нельзя?

Как научить ребёнка читать быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребёнка!

Сколько давать читать? Главное не предъявлять требования и нормативы к детям, которые плохо это делают. Ребёнок должен читать столько, сколько у него это не вызывает отторжение.

Итак, нужно читать:

-> короткие слова тем, кто только научился (3–5 букв) и столько, сколько сможет сам;

-> короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;

-> 1–2 страницы тем, кто читает 60–80 слов, начиная с одной страницы и, если ребёнок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;

-> 2–8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребёнка это многовато, можно с ним меняться – он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нём неприязнь.

Как тренировать ребёнка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью.

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребёнок читает 30 слов, прибавляем ему ещё 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даём текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтёт или половину, или больше, но не до конца. Задача – научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50–60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребёнку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу боком (на 90 градусов) – пусть он прочтёт отрывок так, затем вверх ногами (на 180 градусов) и, наконец, другим боком (на 270 градусов). Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель – если дать ребёнку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30–60 слов. Оно помогает выйти с чтения по слогам на чтение по словам, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд – одна таблица), результаты – записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трёх за раз. Следите, чтобы ребёнок произносил на одном дыхании половину столбика – это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом: 1–2 стр., 4–8 стр.

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребёнок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребёнка говорить всё подробно от третьих лиц – пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение: 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3–4 классов. Им даётся некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребёнок должен развёрнуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание – где-то 5–10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Упражнений о том, как научить ребёнка читать быстро, существует огромное количество. Ищите те, которые понравятся ребёнка, пробуйте и результат не заставит себя долго ждать.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребёнком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

-> Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно);

-> Работа с отрывком на 60–80, 120–180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями);

-> Чтение вверх ногами, боком (по желанию);

-> Чтение трёх таблиц 1–2 раза в день (по желанию);

-> Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями);

-> Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребёнка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие – наработка, второе – закрепление. Даже если вы работаете с ребёнком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройдённого вчера материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю – 10–15 минут. На первом занятии старайтесь делать всё, что указано в списке выше. На втором – пусть ребёнок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Источник ->

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх