На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 204 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

«Хочешь есть? Съешь яблоко». 6 вредных советов о питании — вы наверняка давали их детям

Недавно мы рассказывали, чем могут быть опасны советы по питанию от блогеров. Но на наше пищевое поведение влияют не только и не столько советы извне. Наш блогер, психолог Александра Курская, объясняет, почему желание, чтобы ребенок питался «правильно», в конце концов может привести к РПП. 

Бросьте в меня пончиком, если вам в детстве не запрещали сладкое, не делили еду на хорошую и плохую, не делали критические замечания по поводу телосложения. Крупным детям и тем, кто занимался эстетичными видами спорта, это должно быть знакомо. Вечно сидящие на диетах мамы тоже подливали масла в огонь. Давайте разберемся с установками, которые побуждали наших родителей (и теперь побуждают нас) так себя вести и говорить.

Поведение родителей — не определяющий фактор. Есть еще генетика, влияние общества, уровень актуального стресса. Однако именно значимые взрослые находятся рядом при первом знакомстве с едой, именно на них ориентируется ребенок, когда формирует пищевое поведение. Не всегда нарушения ведут к расстройствам пищевого поведения, но все расстройства начинаются с нарушений.

Когда я как психолог стала углубляться в тему расстройств пищевого поведения, мой мир перевернулся. Хотя у большинства он остался прежним. Некоторые убеждения и правила теперь кажутся дикими и противоестественными, как будто взрослые растят идеального удобного клона ребенка, прикрываясь заботой и ответственностью.

Запретительные и замещающие приемы лидируют: фастфуд провозглашают мусорной едой, выпечку и хлеб строго дозируют, а сладкое и вовсе объявляют ядом. Но варенье из корня какого-то полезного растения можно — его ведь одобряет известная блогиня-йогиня, чудо-мать тройни, двойни и пятерых собак. Только с подсластителем! Вы же помните, что сахар опасен и вызывает паразитические брожения скверны в организме? Ниже — самые популярные убеждения, от которых нам всем пора уже отказаться. 

1. Сладкое запретить

Бедные конфеты, тортики и печенюшки. Некоторые дети видят их только на экранах и праздниках друзей. Сладости дома прячут и выдают редко. Взрослый человек считает, что может взять пищевое поведение ребенка в свои диетические рукавицы, — и все будет хорошо. Но ситуация гораздо сложнее.

Запрещая сладкое, взрослый доносит до ребенка следующее сообщение: «Эта еда плохая. Лучше ее не есть». Как люди обычно поступают с запретным плодом, вы, думаю, догадываетесь. Маленький ребенок, конечно, первое время не понимает, что происходит, но потом появляются вопросики: «Почему мама Пети разрешает ему есть конфеты, а у нас дома даже вазочки со сладостями нет?»

Если такое поведение будет подкрепляться долго, с большей вероятностью ребенок вырастет с установкой: сладкое — это плохо, сладкого нужно бояться и при малейшей возможности избегать. Такое негативное выделение любой еды искажает пищевое поведение растущего организма: съем тайком и не скажу, съем впрок.

А как должно быть? Включать разные сладости в рацион семьи, не выделяя их вредность или полезность. Это просто десерт, который мы едим в основной прием пищи, а иногда и просто для радости. Это не главная еда. На праздниках мы готовим и покупаем разные сладости, чтобы съесть их вместе и порадоваться. Мы не переедаем конфетами и шоколадками, потому что они в свободном доступе лежат на кухне — всегда можно подойти и съесть, как и фрукты, овощи, мясо, молочные продукты, крупы. Мы питаемся разнообразно.

Вы можете возразить, что картина выше напоминает счастливую белозубую семью из рекламы ипотеки, а ваш малыш за раз может заточить целый пакет. Но что он съел до этого? Как чувствует себя? Какая у него активность и нагрузка? Слышит ли об ограничениях постоянно?

Если есть такая установка, попробуйте разобраться: откуда она у вас, получается ли ей следовать или есть срывы, какая у вас детская история со сладким, в чем ваша личная причина ограничений и запретов.

2. Хочешь есть — попей воды

Кроме как диетической культурой ничем больше эту фразу объяснить не могу. Сейчас кажется диким отвечать на сигналы голода водой. Почему она вообще стала популярна? Все просто. Мышление, искаженное диетами и ограничениями, сигналы голода и сытости слышать не умеет, либо ищет лазейки, чтобы обманывать себя и терпеть. Напрямую дети редко получают подобные сообщения, но слышат их в разговорах родителей и в общем инфополе. В норме здоровый человек может отличать жажду от голода и не преследует мысль заполнить желудок водой, чтобы перебить аппетит — это диетическая установка.

3. Хочешь есть — съешь яблоко

Не хочешь яблоко? Не хочешь есть. Пищевое насилие во всей красе. Никто, кроме вас, не может знать, что вы хотите есть, а чего не хотите. Яблоко, банан, тарелка жареной картошки — только вы поймёте, а не тётенька из марафона стройности. Что не так с этой фразой, обращенной к ребенку?

  • Подкрепление внешних факторов при организации питания: ешь яблоко не потому что хочешь, а потому что оно полезное. В таких условиях ребенок все меньше доверяет своим ощущениям, уходит от модели интуитивного питания, с которой родился. Он учится обращаться с чувством голода в искаженной форме, затыкая потребность условно разрешенным продуктом. Ничего не напоминает?
  • Узнает, что яблоко полезное, а шоколад — что-то с ним не так. По крайней мере, так думает родственник, которому он доверяет. В пищевой иерархии яблоко возвышается над остальными продуктами.

4. Доедай до конца

Понятно, по какой причине об этом могут говорить представители старшего поколения — их воспитали те, кто прошел голод и лишения. И все мы видим, как трудно от подобных убеждений отказаться: плохо оставлять еду, плохо ее выбрасывать. Не могу с уверенностью утверждать, почему родители стараются скормить ребенку все до конца, но для него в перспективе это выглядит следующим образом.

  • Он откажется от некоторых видов пищи, которую впихивали, несмотря на явное сопротивление. Думаю, у многих есть неприятная история с кашей или каким-нибудь кабачком, которые до сих пор употребляются только в крайних случаях. Да, может так случиться, что ребенок никогда в жизни не полюбит брокколи и не будет ее есть ни в каком виде, но если в его рационе будут любые другие овощи, ничего страшного не произойдет. Моя старшая дочь ни в какую не соглашалась на брокколи во время прикорма: будь то кусочек с моей тарелки или пюре из банки, — но через 8 лет проявила интерес и ест ее в свежем виде вместе с огурцами и морковкой.
  • Ребенок перестанет вам доверять в плане еды: спрячет, выбросит незаметно, будет покупать вкусняшки и есть их под подушкой или когда вы не видите. Здесь важно отметить, что к пищевому поведению напрямую привязано самочувствие — об этом ребенок тоже может перестать рассказывать
  • В дальнейшем велика вероятность, что ребенок будет ориентироваться на внешние признаки в питании: порцию надо обязательно доесть, даже если уже не хочется; оставлять на тарелке еду будет некомфортно.

5. Лишнее можно отработать

Напрямую так не говорят большинству детей, однако если значимые взрослые вслух произносят подобные вещи, они могут влиять на пищевое поведение ребенка. А могут и не влиять — здесь как повезет. Установка на отработку чего-либо сама по себе вредная и в доказательной терапии расстройств пищевого поведения является красным флажочком нарушений в пищевом поведении и образе тела.

Установка вредная, но обществом одобряется. Акцент скорее на спорт, которым человек ликвидирует свой «грешок». Хотя то, что в голове происходит при этих отработках, здоровым назвать сложно даже с натяжкой. Спорт должен приносить удовольствие, развивать выносливость и силу, а не служить инструментом искупления «грехов».

6. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты… и твои родители

Если бы эта фраза была написана на бумажке, уверена, что на обратной стороне красовалось что-то вроде: «Молодец, ешь только полезную еду! Не молодец, ешь много гадостей. Следи за собой! Ждут тебя болезни». Такие убеждения дают человеку чувство превосходства над теми, кто ест «грязную» еду, а также сковывает огромнейшим страхом вдруг нарушить эти строгие правила. Думаю, вы не раз ловили себя на мысли в ресторанах быстрого питания: «Этот мальчик толстый, почему он ест картошку фри? Куда смотрят родители?» или «Как можно такому малышу такую вредную шоколадку? Господи, там еще и леденец!» Почему-то мы с уверенностью клеим ярлык добродетели на тех, кто питается полезно, и сразу же срываем его, когда в поле видимости оказывается что-то вредное. 

7. Эта еда хорошая, а вот эта — плохая

Убеждение, которое передается буквально с молоком матери — вспомните диету кормящих, на которой хочется взвыть через несколько дней после рождения ребенка. По рекомендациям ВОЗ рацион матери должен быть сбалансированным и разнообразным, нет никаких советов по исключению тех или иных продуктов, которые часто дают педиатры старой школы. 

Деление продуктов на хорошие и плохие ведет лишь к одному — срывам, которые случаются после ограничений. Если ребенку запретить что-то в ультимативной форме, то тяга к запретному будет только нарастать и впоследствии приведет к перееданию. Если включать даже «вредные» продукты в рацион регулярно, ребенок не будет набрасываться на них.

Основная задача родителя проста — обеспечить ребенку разнообразное и сбалансированное питание: он должен пробовать разное, делиться своими ощущениями от цвета, запаха, текстуры и вкусовых сочетаний в блюдах. В какой последовательности и количестве он будет выбирать еду — его решение: может недоесть, может попросить добавки, может попросить что-то добавить или убрать и объяснять, почему ему хочется так сделать. Да, это довольно долгая и кропотливая работа, иногда придется десятки раз предлагать что-то попробовать, но только такой медленный и последовательный путь без запретов и жестких предубеждений к каким-либо группам продуктов даст ребенку шанс выстроить здоровые отношения с едой.

Фото: victoria karlova / Shutterstock / Fotodom

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх