Есть такое распространённое мнение, что чем раньше изучать иностранные языки, тем лучше. Видимо, по этой причине уже со второго класса школьники начинают изучать английский. А недавно с пятого класса даже ввели второй иностранный язык. Только вот языков много, а большинство школьников толком не знает ни одного (иногда даже русский). Про второй иностранный язык это отдельный грустный разговор, но хорошая ли идея изучать английский уже со второго класса?
Как я уже говорил в одной своей статье, учёба это очень трудный, скучный и нудный труд. Это вдвойне относится к изучению иностранных языков. Ученики второго класса уже способны на такое?
Сперва о том, как учился я.
В моей первой школе английский язык должен был изучаться в 5 классе. Но перед четвёртой четвертью 3 класса моя семья переезжает, и я меняю школу. И вот тогда я попал в неловкую ситуацию, потому что в новой школе английский начинался уже со 2 класса. С того момента прошло уже как полтора года. Я хорошо так сел в лужу.
Стоит ли говорить, что на уроках я был просто ноль, балласт и посмешище всего класса? Да ещё и новенький в школе. Я не знал букв, алфавита, слов, вообще не умел читать. Домашние задания я не делал — знаний нет, решебника и интернета для списывания тоже, а мать и отец изучали в школе немецкий и французский. Ради меня одного повернуть вспять всю учебную программу для 22 других учеников и начать всё сначала не могло быть и речи.
Не удивительно, что данный предмет мне вообще не доставлял какого-либо удовольствия. Да что там, я английский просто ненавидел. Вообще никто не знал как мне учиться и что делать до 11 класса. Так я отмучился конец третьего класса, весь четвёртый и первую четверть пятого.
Всё изменилось к лучшему в пятом классе, когда у меня сменилась учительница английского языка. Ей стало меня жалко и после разговора с моей мамой я стал заниматься с новой учительницей после уроков как с репетитором.
Начинали с самого простого. Было тяжело, противно, но куда деваться? Но, что интересно, к концу пятого класса я нагнал своих одноклассников и уже спокойно мог заниматься на 4 и 5, хотя ещё совсем недавно мне смело можно было ставить за знания единицу. Успех? Успех. Учительница меня спасла. Далее по предмету у меня всё шло без особых проблем, хотя некая неприязнь к английскому языку у меня остаётся до сих пор.
Но жизнь очень любит пошутить, потому что я попал в ту же школу учителем английского, в которой мучился с 3 класса.
Но оставим в сторонке моё «трудное детство» и перейдём к делам сегодняшним первоначальным выводам.
Уже в статье про школьную программу по английскому языку я писал, что сама программа очень перегружена и сложна, среднему ученику тянуть её очень трудно. Много лексики и грамматики, которая неодолима для ребёнка начальной школы и у которого ещё в голове игры и веселье. Одна не понятая тема, вторая, третья... К пятому классу создаётся огромный пробел в знаниях, который устранить практически невозможно. Мне повезло, меня спас мой учитель, другим же так может и не повезти.
Но также мой личный пример показывает, что весь нынешний материал со 2 по 4 классы вполне можно изучить за один 5 класс и спокойно идти дальше по нынешней программе. Да уже и из своего опыта преподавания вижу, что материал имеет вид вроде спирали — постоянно возвращаемся к ранее изученному, но уже с новыми нюансами. И на это тратится учебное время второго, третьего и четвёртого классов, хотя всё возможно изучить разом без траты лишнего времени.
Так зачем тратить учебное время и отбирать часы у русского языка и математики, если английский язык можно начать изучать без какого-либо ущерба с 5 класса, когда дети уже взрослее и более или менее сознательные? Как итог, дети считать, писать и читать по-русски не умеют (в том числе и из-за отобранных часов), а английского языка не знают. Но этого было мало, и чтобы ещё более усугубить ситуацию с 5 класса начинают изучать второй иностранный язык...
Не думаю, что советские люди были такими идиотами, раз признали оптимальным начало изучения иностранных языков с 5 класса. В начальной школе ребёнок ещё маленький, ему это всё громоздко, неинтересно и он вообще не понимает зачем ему нужен этот чёртов английский. Только появляется неприязнь к предмету.
В итоге можно сказать, что с иностранными языками в школах творится полная беда. Что делать — непонятно. Дети английский язык терпеть не могут и, что самое важное, они языка не знают. От силы одна четвёртая от класса могут показать результат на 4 и 5, остальные это уже двойки или слабые тройки.
Может быть теми, кто вводил английский язык со второго класса и второй иностранный с пятого, и двигали благородные мотивы, но реализация подкачала. И ладно бы только это, так ещё в школах ужасный дефицит учителей иностранных языков и детей просто некому учить. Ну вот не хотят идти в школу те, кто знает хотя бы один английский, не говоря уж о других иностранных языках.
Свежие комментарии