На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 204 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Опасности Интернета: группы смерти, растлители и вербовка. Как защитить ребенка? Рассказывает психиатр

Опасности Интернета: группы смерти, растлители и вербовка. Как защитить ребенка? Рассказывает психиатр

Подростковый возраст – всегда кризис. У ребенка начинается этап сепарации – отделения от родителей. Их значимость в его жизни снижается, а гормональный всплеск только усугубляет проблему, дополняя картину повышенной эмоциональностью и деструктивным поведением. Поэтому этот период – наиболее удачное время для негативных манипуляций со стороны множества опасных людей и групп внутри наиболее свободного пространства – интернета. Какие опасности подстерегают детей в сети, как сами родители делают ребенка уязвимым, и что делать для защиты подростка – рассказывает главный психиатр нашей клиники Василий Шуров.

«Депрессивные» группы и подростковый суицид

Явление массовых подростковых самоповреждений и суицидов легче всего рассмотреть на примере одного из наиболее громких случаев.

23 ноября 2015 года 17-летняя девушка Рената Камболина (более известная по нику Рина Паленкова) покончила собой на железнодорожных путях. Это событие стало отправной точкой для целой волны создания подростковых пабликов суицидальной тематики.

Фотографии судмедексперта с места происшествия просочились в сеть и распространились по молодежным пабликам, а странички девушки в социальных сетях привлекли сотни новых подписчиков. Ситуацию усугубила и активная виртуальная жизнь самой девушки – при жизни она вела популярный паблик «Психиатрическая больница», где выкладывала посты депрессивной и суицидальной тематики.

Какие же факторы привели к смерти девушки?

Их было сразу несколько:

Дисфункциональная семья. Мама и папа Ренаты долгое время конфликтовали между собой, а за 4 года до ее смерти мать выгнала отца из семьи. Позже в семье появился отчим. Мама с новым мужчиной занимались в основном строительством дачи, ребенку времени и внимания почти не оставалось. Старшие родственники тоже не спасали – бабушка не проявляла к внучке особого интереса, а дедушка, с которым у девочки была теплая связь, умер. С отцом же Рената виделась всего раз с момента его ухода из дома.

На последней встрече папа подарил Ренате клетчатую рубашку. Именно в ней она погибла. Источник: Яндекс-картинки
На последней встрече папа подарил Ренате клетчатую рубашку. Именно в ней она погибла. Источник: Яндекс-картинки

Любовные проблемы. Этот фактор в жизни подростов часто становится более значимым, чем конфликты в семье. У Ренаты был парень, с которым она познакомилась в социальных сетях – Алексей. За 2 дня до решающего дня пара рассталась.

Проблемы с учебой. После 9 класса Рената поступила в технологический колледж – по настоянию родителей. Но на учебу практически не ходила.

Равнодушное окружение. За день до смерти Рената выкладывала селфи на фоне железной дороги с прощальной надписью, а еще раньше – делилась с друзьями и знакомыми своим намерением совершить суицид. К сожалению, на ее слова никто не обратил внимания – окружающие не верили в серьезность намерений.

Компьютерные игры в ущерб здоровью. Вместо учебы девушка днем и ночью играла в шутеры – агрессивные игры-стрелялки. Помимо нарушенного режима сна для ребенка с неустойчивой психикой такое увлечение может стать дополнительным негативным фактором – игра стирает грань между жизнью и смертью, создает иллюзию бессмертия. Умер – воскрес и начал заново.

Группы смерти и их кураторы

Волна популярности «депрессивно-суицидальных» пабликов, отчасти возросшая после гибели Ренаты, стала подспорьем для появления «кураторов групп смерти». Это люди, которые начали создавать для проблемных подростков своеобразные игры с пугающими заданиями – деструктивное поведение (прогулки по крышам, употребление ПАВсамоповреждение) и в конечном итоге – суицид.

Сами «кураторы» − такие же подростки или более взрослые люди с глубокими психологическими травмами. Воспитание в дисфункциональных семьях, моральное и физическое насилие, школьная травля, депрессия, заниженная самооценка… «Группы смерти» становятся для них способом самоутверждения за счет управления жизнями других.

Арест одного из кураторов - 25-летнего Ильи. Источник: Яндекс-картинки
Арест одного из кураторов - 25-летнего Ильи. Источник: Яндекс-картинки

Как ведут себя кураторы?

Благодаря обилию тематических пабликов и групп кураторы с легкостью находят потенциальных жертв в социальных сетях. Изучают их странички – фото, посты, музыку, видео, подписки – и ловко втираются в доверие. Они быстро становятся для сепарирующих от родителей подростков новым авторитетом, дают ребенку иллюзию долгожданного принятия:

Да, я понимаю, как тебе тяжело. Жизнь жестока и несправедлива. Но есть много вариантов развеяться. Давай сыграем в игру – тебе станет веселее и легче.

Большинство заданий включает в себя фото- и видеоотчеты. Так куратор получает компромат и возможность для шантажа. Поэтому множество подростков с этого этапа «играют» до последнего – страшно быть опозоренным в интернете и стыдно обратиться к родителям за помощью (особенно, если в отношениях с ними есть проблемы).

Интернет-растлители

Эту проблему тоже можно осветить через призму одного из самых громких случаев, к тому же из личной врачебной практики Василия Шурова:

На одной из передач «Мужское/Женское» я общался с педофилом, который умело манипулировал подростками в интернете, находясь при этом в тюрьме. Мужчина находил в сети «проблемных» детей с нарушенным сознанием и обещал им мистические способности за выполнение заданий и «служение Сатане».
Например, мать одного юноши-жертвы занималась гаданием на картах. И маньяку не составило труда убедить такого подростка в правдивости своих обещаний – он уже верил в сверхъестественное. Источник: Яндекс-картинки
Например, мать одного юноши-жертвы занималась гаданием на картах. И маньяку не составило труда убедить такого подростка в правдивости своих обещаний – он уже верил в сверхъестественное. Источник: Яндекс-картинки

Педофил принуждал подростков снимать на камеру компрометирующие видео – сначала обнаженные кадры, позже – самоистязания и мастурбацию. Этот материал мужчина позже успешно продавал на специализированных сайтах «темного» интернета.

А после выхода из тюрьмы злоумышленник пошел еще дальше – он начал встречаться с этими подростками в реальной жизни, поил алкоголем и растлевал.

Вербовка детей

Помимо озлобленных подростков и извращенцев в интернете подростков поджидают и просто ушлые люди с желанием быстрого заработка. Они так же втираются в доверие к ребенку, получают «компромат» − и требуют деньги или заставляют подростка заниматься преступной деятельностью (например, разносить и продавать наркотики).

Известны и случаи вербовки молодежи террористическими группировками. Взрослые «брутальные» мужчины знакомятся с юными девушками, проявляют к ним заботу и внимание, предлагают переезд.

Так, например, случилось с российской студенткой Варварой Карауловой, которую успели перехватить на границе Сирии. Источник: Яндекс-картинки
Так, например, случилось с российской студенткой Варварой Карауловой, которую успели перехватить на границе Сирии. Источник: Яндекс-картинки

Как защитить ребенка? Факторы риска

Необходимо учитывать и не допускать основные факторы риска:

Дисфункциональное воспитание

Ребенок растет в атмосфере родительских конфликтов и насилия. Мама с папой либо объединяются лишь для совместного жесткого воспитания, либо проявляют постоянный холод и безразличие. Доверительных отношений и открытой коммуникации нет.

Проблемные отношения

Ребенок переживает неразделенную любовь или болезненный разрыв отношений, но из-за проблем в общении с родителями не может рассказать об этом, не получает серьезного отношения к своей беде и теплой моральной поддержки.

Проблемы с учебой и отсутствие здоровых хобби

Подросток имеет проблемы с успеваемостью, переживает школьную травлю или конфликты с учителями, не ходит на какие-либо кружки и секции по собственному желанию, предоставлен в этих вопросах сам себе. Или же родители усугубляют ситуацию, вместо поддержки и проработки ситуации обвиняя ребенка и становясь на сторону обидчиков.

Живые истории наших подписчиков. Источник:  YouTube-канал клиники «Первый шаг»
Живые истории наших подписчиков. Источник: YouTube-канал клиники «Первый шаг»

Деструктивные увлечения

Подросток подписан на паблики с депрессивной тематикой, занимается опасными увлечениями – например, руфингом (экстремальные прогулки по крышам, заброшенным строительным объектам), сбегает из дома, принимает психотропные вещества, большую часть времени играет в агрессивные компьютерные игры.

Конечно, компьютерные игры нельзя считать безоговорочным злом, они могут быть развивающими и даже полезными. Например, как в истории норвежского мальчика Ханса Олгена, который смог спастись от агрессивного лося на лесной прогулке, применив действия из игры World Of Warcraft. Но важно, чтобы процесс игры контролировался родителями и не нарушал здоровый режим.

Задача родителей – внимательно следить за состоянием ребенка и его деятельностью в интернете. Обеспечивать заботу и тепло, налаживать доверительное общение, вместо «сурового надзирателя» играть роль друга и советчика в его жизни.

Что делать, если ребенок уже «в игре»?

Если вы поняли, что подросток уже интересуется депрессивной тематикой или вовлечен в сетевые манипуляции:

Не допускать криков, наказаний и давления – не забирать телефон, не устанавливать домашний арест. Это разорвет последние нити коммуникации.

Ребенок может навредить себе прямо дома, без телефона и интернета. Ваша агрессия лишь подтолкнет его. Источник: Яндекс-картинки
Ребенок может навредить себе прямо дома, без телефона и интернета. Ваша агрессия лишь подтолкнет его. Источник: Яндекс-картинки

Обеспечить принятие, вежливое открытое общение и сочувствие. По возможности – сходить к детскому психологу (вместе с ребенком, чтобы он не ощущал себя «дефектным»). Если контакт ребенка со специалистом не состоялся – идти к другому.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх