Должен ли, по вашему мнению, ребенок ходить в детский сад? Если да, то какой? Каждый из нас ответит по-разному. Но оказывается, история этих дошкольных учреждений не так уж проста. Предлагаем узнать, что полагалось делать детям в детсадах раньше, почему воспитателей именовали «садовницами» и по какой причине эти заведения были крайне важны для экономики СССР.
Садовницы в цветнике — идеально
Идея о том, что развитием ребенка нужно заниматься еще до школы, принадлежит немцу Фрёбелю. Этот немецкий педагог разработал собственную систему подготовки детей и в 1837 году даже открыл на своей родине первое заведение для детей младшего возраста. Правда, будучи больше философом, чем педагогом, Фрёбель несколько идеализировано представлял процесс воспитания детей. Он делал упор на развитие самых важных нравственных качеств ребенка и для каждого из них разрабатывал целый комплекс мер. По мнению педагога, его система должна была взрастить эти «божьи цветы» (отсюда и пошло выражение «Дети — цветы жизни») в высоконравственных граждан, а те в свою очередь создадут более совершенное общество.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель, немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитанияКак же проводили время дети в его заведении? Учились вязать, изучали катехизис и учились молчать. Воспитательницы, которых Фрёбель окрестил «садовницами» по понятной причине, занимались с детьми, учили формы, цвета, складывали с ними кубики, а также вели пространные разговоры. Так что задумка была не так уж плоха. А что же у нас, в России?
Кто во что горазд
Интересно, что сейчас для нашей страны относительно в новинку появление частных садов — они появились только после перестройки. А вот в дореволюционное время все дошкольные заведения как раз и принимали детей только за плату. Например, ряд частных садов был открыт начиная с 1863 года в крупных городах России. Какие же принципы воспитания использовались в них? Ответить на этот вопрос сложно. К трудам Фрёбеля, и это естественно, порой относились диаметрально противоположно. У него были как горячие поклонники, так и ярые критики. Поэтому в те времена исторически сложилось так, что программа детсада полностью зависела от воли учредителя.
В дореволюционной России был целый ряд учреждений, деятельность которых опиралась на идеи Ушинского и Толстого. В любом случае сама идея недомашнего дошкольного образования, пусть даже и в игровой форме, была революционной для того времени. Но посещать такие сады могли только дети из небедных семей. Существовал, правда, и бесплатный детсад для отпрысков домработниц в 1866 году. Правда, это был чисто благотворительный проект, который вскоре был закрыт. Хотя именно благодаря ему многие дети научились читать, рисовать, заниматься творчеством и рукоделием.
Но вот произошла смена власти, и в стране случилось бесчисленное количество глобальных перемен. Изменилась и жизнь детей. Государство хотело контролировать и ее. Зачем, почему это было выгодно для молодой советской страны?
Марш работать
Женский труд нельзя недооценивать: представители прекрасного пола, как правило, дисциплинированы, аккуратны и трудолюбивы. Когда перед СССР возник ряд сложнейших экономических и производственных задач, стало понятно, что одних работников-мужчин просто не хватит для их осуществления. Но как получить дополнительные рабочие руки? Правильно, «освободить женщину». Имеется в виду от ухода за младенцами и дошкольниками. И понятно, что не из чувства понимания и сострадания, а из-за экономической необходимости. Кроме того, растить новых граждан с пеленок выгодно. Можно вовремя привить им нужную идеологию, искореняя ростки всего антисоветского. Словом, идеальное решение. И спущенное сверху распоряжение начали воплощать в жизнь. О теории привязанности тогда еще не знали, а нежелание оставлять ребенка в яслях и детсаде клеймилось как «антисоветское, отсталое поведение». Чем чревата такая ранняя разлука с матерью для психики и душевного здоровья малыша, почему-то тоже никто не подумал.
Ясли в СССРНе самый плохой вариант
Было создано великое множество детсадов и яслей. Даже на уровне Конституции дошкольные заведения теперь были первыми ступенями среднего образования. Часть из них была муниципальной, часть курировалась конкретными предприятиями. Женщина могла выйти на работу уже через два месяца после родов. Варианта отдать ребенка в частный сад тогда не существовало, поскольку таких попросту не было. Впрочем, для любой семьи такое положение дел значительно снижало финансовую нагрузку — сады прекрасно обеспечивались игрушками, детей в них кормили, занимались с ними. Государство не скупилось: покупало спортивный инвентарь, мебель, все необходимое.
Занятия в детсадуВ итоге получилось достигнуть почти идеальной ситуации: женщины наравне с мужчинами успешно строили светлое будущее, а все нравственные ориентиры отпрыскам прививались в специальном учреждении. Возможности не водить ребенка в детсад или забирать его намного раньше у родителей, как правило, не было. Дети росли в коллективе, были дружны, но подрастая, не всегда могли слышать свой собственный внутренний голос и истинные мысли. Поэтому сегодня каждая семья решает больной вопрос о том, что делать с детсадом, самостоятельно. И к счастью, государство уже не вмешивается в этот сугубо личный вопрос, как и во многие другие.
Источник: https://travelask.ru/blog/posts/26787-chto-bylo-plohogo-v-de...
Свежие комментарии