На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 202 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Роботы, йога или языки? Чем занять ребёнка после школы

Все материалы сюжета Журнал «АиФ Про Здоровье» № 4 (126), апрель 2018

Как выбрать, в какой кружок после школы отдать ребёнка, чтобы он не уставал и правильно развивался?

Английский язык, футбол и танцы? Не только! Сегодня круг допзанятий широк и в нём множество модных направлений допобразования. Кому и что будет полезно?

Ментальная арифметика (абакус)

Хит последнего года среди курсов дополнительного образования. Название часто сбивает с толку и вызывает ассоциации с нестандартными курсами математики и алгебры. На самом деле это метод особого развития интеллекта, где упор делается на гармоничное развитие обоих полушарий мозга. Педагог не ставит своей целью научить ребёнка складывать, вычитать, умножать и делить без калькулятора. Это лишь приятный и всем понятный «бонус», который получает ученик. Главное же, за чем идут на ментальную арифметику, - чтобы улучшить память, скорость мыслительных процессов, развить интуицию, уверенность в себе и способность мыслить нестандартно. Это значит, что успеваемость в школе должна улучшиться не только по техническим предметам, но и по гуманитарным. Плюс ребёнок становится более стрессоустойчивым и не боится ошибаться. Вернее сказать, он умеет самостоятельно находить ошибки, без паники их исправлять и запоминать на будущее.

Название методики пришло из прош­лого - абакусом в Азии называли счёты. Интересно, что на занятиях старинный калькулятор используется далеко не всё время, постепенно ребята переходят на вычисления в уме. Кстати, устный счёт постоянно перемежается с другими заданиями - пением, танцами, командными играми, логическими задачками. Для какого возраста больше всего подходит ментальная арифметика? Идеально начать в 5-6 лет, можно и позднее - в 10-12. Просто дошколята быстрее схватывают суть метода, и результаты видны быстрее. Абакус очень популярен во всём мире, в Интернете вы найдёте немало онлайн-тренажёров для поклонников ментальной арифметики, ребёнок может участвовать в региональных и международных турнирах.

Робототехника

Это направление гарантированно понравится поклонникам конструкторов. Безусловный плюс - родителям не придётся покупать никакого «инвентаря». Всё, что нужно,- это привести ребёнка на занятие. Ребята собирают всевозможных роботов, программируют их, создают модели по собственным проектам, устраивают соревнования между своими творениями. Обратите внимание, что кружки используют разные платформы для обучения робототехнике - начиная от обычных конструкторов и заканчивая 3D-моделированием и 3D-принтерами. Объёмная графика применяется сегодня практически везде. Например, это огромный мир компьютерных игр, мультипликация и кино, прототипирование. Безум­но увлекательно, очень познавательно и весьма перспективно для выбора будущей профессии.

Отдавать в «программирование будущего» можно мальчиков и девочек в возрасте 4-14 лет. У маленьких развивается мелкая моторика рук и умение работать «по инструкции» и по алгоритму. Подростки получают практические занятия по информатике, черчению, инженерному делу. Задавать традиционный вопрос «Что делали сегодня?» можно только тогда, когда у вас есть минут 15-20 свободного времени. Ведь юные программисты обожают подробно рассказывать о том, как они работали над роботом. Вы узнаете, что такое двигатели постоянного тока, какие бывают серводвигатели, куда ставят контроллер и почему аккумулятор нужен помощнее.

Фото: Shutterstock.com

Йога для детей

Живуч стереотип, что йога - занятие исключительно для взрослых, да ещё не для всех, а только для тех, кто готов к духовным практикам, вегетарианству, позе лотоса, лежанию на гвоздях и прочей экзотике. Правда далека от расхожих мнений и мифов - такой курс подходит абсолютно всем независимо от возраста, физического состояния, темперамента и далеко не всегда сопровождается «теорией», которая так пугает многих взрослых.

Назовём главные плюсы детской йоги. Это всем известная ОФП (общая физическая подготовка). Хорошая растяжка и укрепление всех групп мышц ребёнку обеспечены, как и правильная осанка. Последнее - просто сказочный подарок, учитывая то, какими «вопросительными знаками» ходят почти все школьники. Профилактика и исправление плоскостопия, развитие координации и ловкости, лёгкое прохождение «гормональной революции» в подростковом периоде - мы назвали лишь малую часть плюсов для детского тела.

Для головы йога ещё полезнее, чем для тела, ведь это отличная психотерапия. Мы живём в состоянии постоянного стресса, на нас обрушивается каждодневный поток всевозможной информации, и список ежедневных обязанностей велик даже у детсадовцев, не говоря уже про школьников. А в таком кружке ребёнка научат расслабляться, слушать тело, понимать, выражать и контролировать чувства и эмоции. В конце концов, йога учит любить себя, верить в собственные силы, концентрироваться. Кстати, несложно найти курсы, где есть разновозрастные группы. То есть родители могут ходить на занятия вместе с ребёнком. И такое совместное времяпрепровождение очень помогает сблизиться.

Скорочтение

Этот курс пригодится любому школьнику, хоть первоклашке, хоть выпускнику. Как говорят учителя, именно неумение быстро читать и осознавать текст лежит в основе проблем с успеваемостью и ошибками «по глупости». Речь идёт вовсе не об уроках русского языка. Мы говорим обо всех дисциплинах. Плохо прочитал условие задачи, не заметил правило в рамочке, банально не успел просмотреть всё, что педагог написал на доске, а в итоге двойки, истерики и нулевая самооценка. Скорочтение решает все эти проблемы. Благодаря регулярным и совсем несложным упражнениям ребёнок сможет «переваривать» не отдельные слова, а целые предложения и абзацы. Уйдёт дурная привычка шевелить губами и проговаривать каждое слово про себя, не нужно будет постоянно возвращаться к началу предложения, чтобы вспомнить, о чём вообще идёт речь. Запоминать текст тоже станет проще. В итоге ребёнок будет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания и станет намного увереннее чувствовать себя на уроках. Почему? Да потому, что уйдёт утомительная механическая работа, а именно медленное и малопродуктивное освоение любого текста. Освободившееся от этой рутины время совсем неуставший ребёнок потратит на само задание. Старшеклассникам такой навык необходим, так как количество текстов, которые задают в школе, просто зашкаливает: нужно и сочинение написать, и презентацию подготовить. А ведь, прежде чем что-то своё написать, надо сначала много чего узнать. И тут без скорочтения не обойтись.

Столярная мастерская

Почти всё новое - это хорошо забытое старое. В СССР дети поголовно работали руками на уроках труда. К сожалению, было чёткое гендерное деление, и девочкам не давали сколачивать табуретки, а многие с удовольствием бы поменяли швейную иглу на пилу. Сегодня кружки из разряда «умелые ручки» переживают второе рождение. Многие родители хотят оторвать детей от гаджетов и компьютерных технологий, и тут лучше столярной мастерской ничего не придумаешь. Самому работать лобзиком, рубанком, заколачивать гвозди, шкурить дерево, освоить шуруповёрт - мечта каждого второго ребёнка. Особенно если мы говорим о тех детях, которые живут в мегаполисе и стружку видели только в клетке хомячка. Надеяться на школьные уроки технологии не стоит. В большинстве учебных заведений ничего страшнее ножниц, картона и клея детям не дают.

Так что такой полезный кружок - идеальный вариант для мальчиков и девочек 5-10 лет. Создать корабль и запустить его весной по реке, прибить на даче скворечник собственного производства, подарить маме на день рождения уникальную карандашницу - скажете, это лишь милые детские забавы? Да нет. Это полезные жизненные навыки, иначе вырастают взрослые, которые вбить гвоздь могут только после получасового просмотра обучающих видеороликов в Интернете, да и то по пальцу попадут. Кстати, есть детские мастерские, где ребят учат работать на токарном станке, выжигать, знакомят с художественными ремёслами. Кто знает, может быть, именно посещение такого кружка поможет ребёнку выбрать себе будущую профессию - краснодеревщика, проектировщика, архитектора, декоратора мебели. Курсы «столярки» многогранны и позволяют попробовать много техник.

Фото: Shutterstock.com

Как выбрать направление?

Если ребёнку что-то не удаётся и, на ваш взгляд, эти навыки ему пригодятся в будущем, можно искать дополнительные занятия именно по «проблемному» направлению. Например, ребёнок очень творческий, но совершенно не подготовлен к школе, усидчивость на нуле, как и концентрация. Свобода - это очень здорово, но всё же современный мир требует, чтобы человек умел следовать правилам - будь то школа, вуз или работа. Вам помогут подготовительные занятия, где всё подаётся через игру. Ребята уверены, что они развлекаются, а на самом деле учатся сосредотачиваться и следовать инструкциям. Так же - «играя» - можно приучать к самодисциплине в танцевальном или лингвистическом кружке.

Выбирая кружок, обратите внимание на сам центр или клуб, где проходят занятия. Даже самое увлекательное занятие можно «убить», если помещение неуютное или педагог равнодушен к своим подопечным. Преподаватель должен быть «тёплым», чтобы детям хотелось приходить к нему снова и снова. Стоит спросить администрацию о том, как в клубе оценивают успехи учеников и есть ли меры наказания.

Посмотрите, к чему ваш сын или дочь предрасположены, какие занятия приносят удовольствие. Поклонникам конструкторов точно понравится робототехника. Фанатам музыки - танцы и театральная студия. А фантазёрам - книжный клуб.

Неуёмным детям подходят только спортивные секции? Как бы не так. Да, у активного ребёнка должно быть место, где он может выплеснуть свою энергию, где ему помогут превратить его высокий уровень активности в какой-то интересный процесс: спортивную игру, танец, спектакль. Но не ставьте крест на более спокойных занятиях. Надо лишь найти хорошего преподавателя с подходящей методикой. Через игру, используя специальные разминки, он постепенно будет развивать внимание и усидчивость. Кстати, есть медицинские исследования, в которых кислородное голодание называют причиной дефицита внимания и повышенной активности. И на самом деле у таких детей энергии не очень много, поэтому для них отлично подходят плавание и спокойные занятия.

Мода есть и в дополнительном образовании, но это не значит, что ей надо слепо следовать. Берите в расчёт не популярность направления, а предпочтения самого ребёнка.

Как быть, если ребёнок хочет бросить кружок или секцию, а инвентарь куп­лен, деньги заплачены, расписание составлено? Риск неизбежен. Стоит выяснить причину. Может быть, дело в преподавателе или в конфликте с другим ребёнком. Другой вариант - ребёнок просто перегружен. И нужно убрать какое-то занятие, дать ему больше свободного времени. Если же ребёнок понял, что ему не нравится этим заниматься, отлично. Он теперь знает, что ему не подходит. Главное, чтобы он понял почему. Поговорите с ним подробнее, что он чувствовал на занятии, что именно было неинтересно, а что интересно. И тогда следующий выбор будет более осознанным.

Не бойтесь пробовать что-то новое, расширяющее кругозор. Теннис, лепка из глины, столярное дело, ролики - выбор огромен. Позвольте ребёнку «примерить» разные сферы деятельности.

Психолог Ольга Познахарёва

Несколько правил для родителей:

Не перегружайте ребёнка кружками. Иначе в подростковом возрасте это может обернуться активным протестом и нежеланием заниматься вообще ничем. Плюс у ребёнка должно оставаться время для переваривания полученных знаний.

Стеснительному мальчику или девочке надо предоставить право ничего не делать в кружке. Преду­предите об этом педагога. Будете давить - ребёнок окончательно замк­нётся и не пойдёт на контакт. Если прессинга нет - он присоединится к остальным ребятам тогда, когда будет психологически готов.

Учитывайте мнение самого ребёнка. Если это подросток, то пусть он сам выбирает дело по душе. Безусловно, сложно ответить на в­опрос «Хочешь ходить на йогу?», если ты ничего не знаешь о йоге. Но после первого-второго занятия любой ответит, что ему нравится, что он думает о преподавателе. Если вы предлагаете разные варианты, а в ответ слышите однотипное «нет», может быть, дело вовсе не в кружках. Многие дети боятся неудачи. В этом случае лучше всего ненавязчиво, но постоянно говорить ребёнку, что все ошибаются и не у всех всё получается сразу.

Не требуйте от ребёнка мгновенных результатов: «Ты ходишь на ментальную арифметику, где толк?» Вы ждёте пятёрок по математике и информатике? Так это совсем другая история. То же самое с робототехникой. Для дошколят и начальных классов это развлечение, а не образование. Не стоит думать, что дети запомнят и поймут все законы физики. Йога хороша для развития гибкости и самопознания, но это плохо сочетается с уроками физкультуры.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх