Летом меня попросили позаниматься с девочкой, которая закончила 1 класс и перешла во второй. Девочку зовут Саша.
Занятия у нас должны были проходить каждый день по 4 часа. Всё лето. Так хотела мама Саши. Я уже на этом этапе подняла брови: как так, а когда отдыхать?
Но раз надо, значит, на то есть свои причины. И я пыталась их понять.
На первом занятии мама рассказала, что отдала дочь в первый класс в 5 лет. Зимой ей исполнилось 6. То есть на время моих занятий ей 6 лет, и она уже перешла во второй класс.
Многие дети в 6 лет ещё спокойно ходят в детский сад и о школе не думают.
А эта девочка рано научилась читать и писать. У нее дома большая библиотека современных книг для девочек. Игрушек нет, только конструктор Лего, который Саша обожает. Может часами сидеть и собирать из Лего какую-нибудь постройку. И хвасталась своей коллекцией, когда я к ней приходила.
А дело было так: мама решила выбрать школу для дочки заранее, ей было на тот момент вообще 4 года. Хотелось именно какую-то особую школу, с углубленным изучением чего-либо. Пришли с Сашей на подготовку в одну из школ, а там учительница на девочку посмотрела, послушала её речь, чтение, проверила счёт и письмо, и вынесла вердикт:
А зачем вам ждать ещё один год, а то и два до поступления в школу? У вас умный ребёнок, у нее знания лучше, чем у многих семилеток. Она у вас полностью готова к школе.
Эти слова учителя стали решающими для мамы девочки. И она отдала её в первый класс в 5 лет. Сначала переживала, что дочка не справится, а потом увидела,что Саше всё даётся легко, и на этом мама успокоилась.
Первая же ошибка в этой ситуации, с моей точки зрения:
Ребенок должен быть готов к школе не только по интеллектуальному развитию, но и по психологическому.
Была ли Саша готова психологически? Мать считала, что да. Ведь она с удовольствием занималась, училась, читала, писала, с игрушками не играла вообще. И этого для мамы было достаточно, чтобы расценить психологическую готовность дочки.
По факту: ребенок в классе был самым маленьким. Дети с ней не играли. Подруг не было. Мальчишки часто обижали. Сидеть целый урок за партой Саше оказалось сложно. Ноги под себя, спинку гнула, голову придерживала ладошкой, парта сама по себе была для неё высокой и неудобной - учитель постоянно ей делала замечания: "Сядь ровно". Да и у меня на занятиях она всегда подгибала ножки под себя.
Плюс ко всему - почерк у Саши был ужасным. Писала медленно, за учителем и классом не успевала, буквы были неровными. Рука оказалась к письму не готова.
Писать буквы в 4 года - это не значит, что рука готова к письму в школе.
К концу первого класса у Саши начались слёзы: "Не хочу ходить в школу, хочу собирать домик из Лего".
Мама думала, что ее дочка - вундеркинд. А на самом деле она лишила ребенка детства. Ещё один год до школы - это был бы большой скачок в её развитии, это было необходимостью в случае с Сашей. Но почему-то мама решила по-другому. Мне очень печально было всё это слушать. Я жалела девочку.
Как проходили наши занятия?
Один час мы занимались математикой, час русским языком, час литературой (читали, пересказывали) и час чистописанием. Перерывы между занятиями 10 минут. И так каждый день.
Мама Саши настаивала именно на такой форме занятий, аргументируя это тем, что в прошлом году перед первым классом она с Сашей так же занималась всё лето. В итоге в первом классе девочке было легко учиться благодаря такой подготовке. Мама надеялась,что и во втором классе ей будет так же легко учиться. Ведь на своих занятиях мы с ней проходили программу 2 класса.
Ваши занятия - это наше беспроблемное существование первые месяцы 2го класса. Ещё и кружки, и секции будут с сентября. Так что занимайтесь, это только на пользу. Так говорила мама Саши.
Первый час девочка сидела смирно, старалась, писала. Но дальше её уже сложно было заставить заниматься. Она рвалась к своему конструктору. Плюс лето, жарко, на улице хорошо. Саша бежала к маме: "Можно я пойду погуляю? А уроки потом". Но мама была непреклонна: "Нет, никаких потом".
Перерыв у нас был две недели отпуска её родителей. Они куда-то уезжали. Плюс мой отпуск две недели, когда я уезжала со своим ребенком.
В августе я поняла, что не могу мучить девочку занятиями. Это непедагогично и это противоречило всем моим представлениям. У меня сын на тот момент был такой же, такого же возраста, но я не собиралась его отдавать в школу в 5 лет. Я не собиралась лишать его лета и детства. Несмотря на то, что он тоже писал и читал, и интеллектуально был хорошо развит.
Чем всё закончилось? С мамой Саши я поговорила откровенно, как педагог и как мама. Просила её дать Саше отдохнуть. Всё равно вернуть назад время и не отдавать дочь так рано в первый класс, уже, увы, не получится. Ну пусть хоть сейчас девочка насладится летом и своим детством.
Не знаю, дошло это до мамы Саши или нет. Но последние пару недель августа я уже к ним не приезжала. И больше вообще не приезжала. Почему-то мне кажется, что эта мама на меня обиделась, что я не захотела заниматься с её дочерью.
Свежие комментарии