Вы помните, как подрастал ваш ребенок? Ну, когда мир открывался перед ним во всей красе, и он пытался в нем найти себя?? Помните его первое "Я сам!"? Помните, как он старательно доказывал и вам, и самому себе, что он уже «большой» и все умеет?? Как учился что-то делать в первый раз?
Я помню... моя дочь, глядя на меня, захотела научиться стирать.
Посредине кухни стоял на табуретке тазик с водой, а маленькая дочка отчаянно терла носочки, пытаясь довести их до абсолютной белизны. Я смотрела на все это с умилением и терпением, но не мешала. Когда носочки были отстираны, долго ее хвалила, а потом… потом отмыла ребенка, перестирала всю ее одежду, вымыла кухню, полностью забрызганную водой, но ни разу не дала понять, что от ее стирки вреда больше, чем пользы.Сколько подобных случаев было потом – не расскажешь. И каждый раз я старательно давала возможность ребенку самому сделать что-то, самому принять решение, самому довести начатое дело до конца. Даже сейчас удивляюсь, откуда у меня было столько терпения и мудрости. Ведь куда проще сделать все самой побыстрее и отправиться смотреть телевизор или поваляться с книжкой на диване.
Растет ребенок – растут его заботы и проблемы. Не получается задачка? Ну, да… проще сказать – "давай я решу", чем следить за ходом его мысли и понять, где он сделал ошибку. Зато я никогда не слышала слов – "мам, сделай, я не успела, не смогла". Нет-нет, поймите правильно, помогать, учить, поддерживать нужно, я не об этом. Я о том, что не стоит подменять ребенка ни в чем, делать за него его работу сызмальства. По самой простой причине – ребенок привыкает к тому, что за ним всегда стоит мама, которая доделает, проследит, купит, защитит, отгородит от всех забот и проблем.
У маленького ребенка есть желание и потребность трудиться… Ему это просто интересно. Но он удивительно быстро поймет, что играть, гулять, смотреть телевизор приятнее, чем убирать свою комнату, делать домашние задания или выполнять поручения родителей. И ваши скандалы по поводу того, что он что-то не сделал, не выполнил, забыл, не придал значения, не помогает – в определенном возрасте обязательно наткнуться на стену непонимания, сопротивления или досады. И самое печальное в этом – то, что вы сделали это с ним сами. Мне возражали – нельзя у ребенка отнимать детство, он маленький, ему хочется гулять, играть, и так далее… Аргументы приводили такие: самой сделать быстрее, проще, и вообще - ребенка жалко!
Вот ваши дети выросли. Есть у них взрослые обязанности?? Они же полноправные члены семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями. И можете ли вы, положив руку на сердце, сказать, что, случись так, что вашему ребенку придется жить одному, он не наживет гастрит на неправильном питании, сможет заработать деньги и правильно ими распорядиться, отличит плохое от хорошего и вообще – не пропадет в этом жестоком мире взрослых? Вы надеетесь, что это придет само собой?? А почему вы на это надеетесь?
Моя знакомая отправила дочь учиться в Москву. Девочка не смогла жить в общежитии - соседки сильно возражали против ее привычки разбрасывать все и везде и неумения обслужить саму себя. Сняли ей квартиру, но и там девочка жить не смогла – нужно же целую неделю заботиться о питании, о каком-то порядке в вещах. Каждые выходные она со слезами приезжала домой и с еще большими слезами возвращалась обратно на учебу. Сына моей соседки отчислили из престижного вуза через полгода, потому что, выбравшись на свободу, мальчик не смог с ней справиться и вместе учебы выбрал веселую и разгульную жизнь.
Своих детей мы растим не для себя, они не игрушки наши. И нас с ними не будет рядом от рождения до самой старости – увы, жизнь скоротечна. Как будет жить дочь-неумеха дальше, когда станет женой, невесткой, матерью?? И как будет строить жизнь будущий муж и отец семейства, когда он в 20 лет живет потребителем на шее у родителей, и клянчит карманные деньги, вместо того, чтобы заработать их?
Оберегая детей от всех проблем и забот, мы уродуем их и создаем им огромные, иногда и непреодолимые проблемы в будущем. И именно наша вина в том, что они отступают от трудностей, едва с ними столкнулись, что ленятся заглянуть в завтрашний день. Я уже не говорю о том, что это наше с вами будущее, что когда-то мы вынуждены будем рассчитывать на их помощь и поддержку в старости.
Одна моя приятельница чуть ли не с нежностью говорит о своем двадцатидвухлетнем сыне: "Он у меня такой инфантильный!" Читаю в энциклопедическом словаре – "Инфантилизм: детский – сохранение у взрослых особей физических и психических черт, свойственных детскому возрасту; психический - особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость".
Вы скажете, что дети уже выросли, и все ошибки уже совершены? Говорят, что первый ребенок – последняя кукла, а первый внук – первый ребенок.
Свежие комментарии