На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 207 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Задача о 2-х мухах. Как мотивировать ребенка учиться?

На эти размышления меня навела "задача о двух мухах", которые соревновались в беге по стене - вверх до потолка, а потом опять вниз.
Первая муха вверх и вниз бежала с постоянной скоростью.
Вторая до потолка бежала в 2 раза быстрее первой, а обратно, до пола, в 2 раза медленнее первой мухи.
Вопрос: какая муха добежала первой?

Я даже не изменил условие - если вам интересно, то решите задачу сейчас. Если нет - найдите решение в сети.

Суть не в этом.

Я не понимаю, как можно научить бесполезным вещам?

Вернее я понимаю, что

бессмысленным вещам учить можно, а научить невозможно. Никак.
Даже если все слова раскрасить в разные цвета, а циферки нарядить в веселых человечков. (Ирония по поводу "игрового" подхода).

Наш ум так не работает, он всюду ищет смысл. Так почему бы уму не предоставить то, что он ищет?

"Как?",- спросите вы.

Очень просто.

Соединяя бесполезное с полезным, школьную математику, действительно бесполезную для большинства, с полезной каждому жизнью. Подбирая и показывая примеры.
Ежик в поисках смысла (Мое фото - на дереве в Измайлово)
Ежик в поисках смысла (Мое фото - на дереве в Измайлово)

Китайская пытка во благо. Третья возможность

В детстве, то есть в прошлом веке )) я смотрел фильм.

... Главного героя подвергли китайской пытке, привязав в пещере под сталактитом, с которого медленно, капля за каплей стекала вода на макушку бедолаги.

Каждая капля в отдельности абсолютно безопасна.

Но "капать на мозги" капля за каплей в течение долгого времени - это нечто совсем другое. От этого сходят с ума. Или выдают военную тайну.

Но есть и третья возможность, о которой знают некоторые продвинутые психологи.

"Капание на мозги" помогает привести мозги в порядок, "смыть" шелуху непонимания, привести к озарению по поводу того, на что именно "капают".

Как мотивировать ребенка учиться?

Не знаю. Думаю, что никак.

Профессиональные педагоги говорят, что знают, но молчат.

Молчат и повторяют: "Ребенок должен быть мотивирован на учебу, он должен иметь сформированные моральные установки".

То есть педагоги тоже не знают.

И если вы подумали, что я ерничаю - так нет. Я только что привел прямую цитату, каковых у меня в архиве полно.

Одна учительница в нашей бывшей школе требовала от родителей на собрании 3 (третьего) класса: "Дети должны понимать, что учатся не для родителей, а для себя!".

Когда я слышу в разговорах об обучении детей модальные глаголы, то начинаю громко смеяться. Или писать подобные этой статьи.

Оставим секретный педагогический метод мотивации и поговорим о том, что иногда все-таки срабатывает.

Мотивируют чувства, а не слова

У ребенка опыта, который предоставляет возможность почувствовать - ноль без палочки. Еcли не вообще - мнимая единица.

Как быть?

Бесполезно пугать ребенка низкой зарплатой в будущем.
Будущее в мозгах у детей появляется в будущем, а учить приходится сейчас.

Не существует методов, мотивирующих "на раз-два".

Но есть, мотивирующие "на раз - два - три" )

Мы скоро вернемся к китайской пытке и к "задаче о 2-х мухах". А сейчас поговори про бег.

Обучение как бег на длинные дистанции

... Непосвященным соревнования в беге кажутся простым занятием, требующим только выносливости. На самом деле, чтобы побеждать в беговых дисциплинах, нужно уметь думать и действовать стратегически. Не меньше, чем в шахматах.

Не меньше, но по-другому.

Обучение напоминает бег на длинные дистанции. Одна хорошая оценка, один сданный экзамен, "промежуточный финиш" - ничто. Победа достается тому, кто первым пересек финишную черту. Призовые места (что тоже неплохо) достаются тем, кто не очень сильно отстал от лидера.

Почему для победы в беге нужно уметь думать?

Потому, что "просто быстро бежать" долго не способен никто. В беге, как и в жизни, критически важно правильно рассчитать и правильно распределить силы.

Вернемся к мухам

Решить задачу просто, если решать правильно, а не "по формулам".

Нарисуйте на бумаге отрезок прямой - расстояние между полом и потолком. И водите по ней пальчиком или карандашом, изображая пути, пройденные первой и второй мухами.

"Когда первая муха пробежит середину пути до потолка, вторая добежит до .... Когда вторая муха повернет от потолка к полу и пробежит половину, первая муху добежит ... И так далее.

Решение самоочевидно.

В старших классах (а это задача для нормального третьеклассника), ребенок сможет решить эту задачу алгебраически. Правда там есть одна ловушка. И если он не научится решать задачи арифметически, то в подобные ловушки будет попадать регулярно.

Алгебра не заменяет понимание, а предполагает построение осмысленной модели, которую потом предстоит "выразить буквами - переменными".

Лучшая стратегия мотивации

"А зачем мне мухи?"

Ребенок так не скажет, но подумает и почувствует.

Подсознательно, мозжечком, рептильным мозгом, лимбической системой - или чем там еще реагируют? И это будет разумный вопрос.

Подобные пейзажи создают настроение, которое трудно выразить словами. Но от этого они не становятся для нас менее значимыми (Мое фото)

Что ему ответить? "Тебе это в старших классах пригодится!?" ))

Есть лучшая стратегия: "капать на мозги".

... В начале ребенку "интуитивно" кажется, что обе мухи финишируют одновременно: "туда быстрее, обратно медленнее, в среднем одинаково".

Но решение показывает, что муха, поддерживающая ритм, финиширует первой! Что в начале было не очевидно. А потом стало очевидно.

Остановиться на этом - значит не понимать, как работают мозги.

Мы поставили ребенка в интересное положение: он понял, что "лоханулся", что интуиция его подвела. И увидел он это сам. Получил опыт.

Он узнал: "Не все написанное на заборе, в учебниках, в СМИ и т.п. - правда. Лучше проверять, чтобы не оказаться лохом ... Лучше научиться думать."

Ребенок это не скажет, не надейтесь.

Но в "мозжечке", в рептильном мозге, в лимбической системе - подумает. А это сильнее слов, это то, что управляет нашей реальной жизнью за пределами школы.

А если ребенок еще и умеет бегать, что сегодня встречается не так часто)), можно вернуть его к забегам на более длинные дистанции, чем из одного школьного кабинета в другой.

И "мушиная" задача наполнится реальным для ребенка содержанием, поскольку ассоциируется с уже имеющимся у него опытом и чувствами.

"Не стоит рвать с места в карьер, если путь предстоит длинный".

А вы попутно осознаете вред "раннего обучения". Осознаете глубже, чем большинство педагогов и молодых родителей.

"А что будет, если ...?"

Из этой задачи можно извлечь больше пользы, чем кажется на первый взгляд.

"А что будет, если первая муха начнет соревнование с в два раза меньшей скоростью, а продолжит, ускорившись?"

Вряд ли ребенок теперь начнет вычислять "среднее". Он задумается. А это уже начало ценнейшего рефлекса, начало пути к привычке думать.

Кстати, не хотите ли попробовать решить второй вариант задачки? И сделать выводы, имеющие отношение к реальной жизни?

Это провокационное предложение для родителей, которые занимаются или планируют заниматься со своими детьми потому, что школа уже не учит.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх