На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 208 подписчиков

Свежие комментарии

  • александр муравьев
    Вырос на консервах потому что в 50-х свежего на Чукотке не было. И с тех пор предпочитаю бочковые огурцы и квашеную к...Нет солёным огурц...
  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...

Что говорит наука о пользе развивающих приложений для маленьких детей?

Не так давно ученые начали изучать влияние мобильных устройств на развитие маленьких детей. Выяснилось, что около 90% детей начинают пользоваться смартфонами примерно с двух лет. Педиатры, кстати, говорят, что с двух лет давать детям смартфоны уже, пожалуй, можно, а вот раньше – не нужно.

Когда ученые стали анализировать, чем именно занимаются малыши в телефонах, они понимали, что основными интересами будут развлекательные видео и простейшие игры.

Но детей, использующих смартфоны для образовательных целей, тоже оказалось немало. Конечно, по собственному желанию дети не обращаются к познавательным видео и развивающим приложениям, обучающий процесс должен кто-то контролировать.

Ученые обнаружили интересную корреляцию: к образовательному контенту чаще обращались дети из семей с высоким доходом (54%), а вот дети из бедных семей только в 28% случаев смотрели развивающие приложения, в основном они использовали смартфоны только для развлечения... Это происходит скорее всего потому, что родители не следят за тем, что дети делают в телефонах, или потому, что просто не придают значения приложениям для раннего обучения.

А есть ли она — польза от развивающих приложений? Ученые уверенно говорят — да, есть. Но есть нюансы.

 

На детей младше двух лет образовательная польза любых передач и приложений практически не сказывается. Да, дети могут заинтересованно смотреть на видеоряд, но он не будет помогать им изучать и закреплять какие-то навыки, развивать их мышление. Это связано с так называемым «дефицитом видео» – новым понятием в изучении когнитивных способностей младенцев. Другими словами, из-за незрелости контроля внимания, слабой памяти, отсутствия символического мышления младенцы не могут переносить знания, полученные с двумерной платформы, в трехмерный мир. Они не могут сопоставить то, чему их учат с экрана, с тем, что происходит в живом окружающем мире.

Поэтому до двух лет для развития когнитивных, речевых, сенсомоторных, социально-эмоциональных навыков ребенку нужен реальный взрослый. И заменить его никто и ничто не может. Зеркальные нейроны будут учиться у реального взрослого артикуляции, реакциям, поведению, взрослый покажет, придержит, проведет, его можно потрогать, послушать, разглядеть со всех сторон, попробовать на вкус — только в контакте со взрослым происходит развитие эмоционального и социального интеллекта... И только уже после двух лет, а в некоторых случаях и позже, наберясь базового опыта, поняв основные законы окружающего мира, ребенок сможет эффективно взаимодействовать с образовательным контентом на плоских экранах. До двух лет никакой экран, никакое суперобразовательное приложение не даст ребенку когнитивных преимуществ.

Но если же до двух лет вы успели выполнить «домашнюю работу» и развили у малыша элементарные представления о мире, то образовательные приложения действительно помогут ему в дальнейшем развитии когнитивных навыков и приобретении новых знаний. Если же нет, то и приложения будут пробуксовывать.

Опять же, не все приложения, называющие себя обучающими, являются таковыми на самом деле. Чтобы наверняка выбрать действительно полезное приложение, ученые советуют обратить внимание на следующие моменты.

Парасоциальность отношений. Ученые определили, что для маленьких детей (2-4 лет) подходят те приложения и видеопередачи, в которых ребенок выстраивает с игровым персонажем парасоциальную связь, то есть, думает, что персонаж его действительно слышит, видит, говорит именно с ним. Такие персонажи как, например, Даша-путешественница улучшают вовлеченность в обучающий концепт. Благодаря созданию эмоциональной связи с персонажем, у ребенка повышается обучаемость, он охотно повторяет и легче запоминает алгоритм каких-то действий, которые сообщает ему игровой персонаж.

У приложений на сенсорном экране есть еще одно преимущество в простраивании парасоциальных связей. Педагогическая теория подчеркивает, что взаимодействие улучшает обучение, и это понимание лежит в основе советов смотреть мультики, фильмы, передачи вместе с детьми, чтобы помогать детям лучше понимать контекст. Не говоря уже про решение задач по арифметике! У приложений же есть мгновенная способность «знать», правильно ли реагирует ребенок на те или иные вопросы, какие решения он предпочитает выбирать, и благодаря этому давать подсказки, наводящие вопросы, побуждать нажимать нужные кнопки и так далее, создавая для ребенка ситуацию индивидуального взаимодействия, и тем самым способствуя повышению образовательного потенциала.

Ограничение сессий по времени. Родители, конечно, могут принудительно ограничивать время ребенка в телефоне, но важно и то, чтобы это ограничение было встроено в образовательное приложение.

Телевизионные передачи имеют ограничение по времени, и дети приучены к тому, что та же Даша-путешественница приходит ненадолго, что наступит момент, когда она уйдет. Заранее обозначенный лимит времени минимизирует капризность ребенка после окончания передачи. Приложения же в большинстве своем не имеют временного ограничения. Они наоборот побуждают ребенка оставаться в приложении как можно дольше, особенно если это бесплатные приложения, которые получают выгоду от показов рекламы. И если родитель забирает телефон у ребенка, психологически не готового расстаться с играми, то родитель получает в итоге детскую истерику.

Поэтому если в приложении предусмотрены ограниченные временем сессии, в течение которых ребенок замотивирован достичь каких-то результатов (получить призы или доступ к следующему уровню), то такие приложения предпочтительны, так как они не спекулируют на количестве времени, а действительно разработаны с учетом психо-физиологических потребностей ребенка.

Таких приложений не так много, к сожалению. В качестве примера можно привести «Сказбуку» - мобильное приложение для обучения детей от 2 до 6 лет алфавиту, арифметике, логике, а также для развития эмоционального интеллекта (приложение распространяется по подписке). В «Сказбуке» вопрос с лимитами решен довольно грамотно: родитель может сам регулировать длительность игровой сессии, по окончании которой игровой персонаж мотивирует ребенка сделать что-то из бытовых задач в реальном мире: почистить зубы, помыться, покушать, лечь спать, например.

Примеры задач, на которые игровой персонаж мотивирует детей после сеанса игры. Время сеанса родитель тоже может задать по своему усмотрению. Скриншот приложения "Сказбука".

Кстати, продуманное включение эпизодов реального мира в сценарий цифровой игры это еще одна важная составляющая качественного обучающего приложения. Она может быть реализована как в примере со Сказбукой, так и в каких-то других формах: задания, чтобы ребенок отвлекся, посмотрел вокруг, нашел нужные объекты в реальном мире, проделал какое-то физическое упражнение и так далее.

Не раздражающий детскую психику дизайн. Одной из причин, почему дети сильно вовлечены в цифровую игру, является то, что игровой дизайн приложений ориентирован на максимальную продолжительность участия: все эти яркие иконки, разнообразные звуки, сигналы и т.д. побуждают ребенка нажимать на них, чтобы снова и снова получать эти эффекты. И это тоже объясняет, почему прерывание цифровой игры приводит детей к истерикам.

Геймдизайн обучающих приложений не должен отвлекать от сути приложения, ради которой она создавалась, иначе ребенок будет больше обращать внимание на яркость значков, цветов, салютов и прочего, он не будет сосредоточен на понимании образовательной задачи. Поэтому дизайн обучающих приложений должен привлекать ребенка к занятию, но не отвлекать от него.

В правильном обучающем приложении не должно быть слишком быстрой динамики, какафонии звуков, безвкусицы цветов: это все раздражает детскую психику. Музыка не должна быть резкой, быстрой, громкой, голоса озвучки должны быть выбраны максимально приятными и приветливыми, рисовка персонажей и элементов должна быть плавной и приятной, не вызывающей агрессии — ребенок ведь проводит с приложением много времени, так что дизайн и озвучка должны быть успокаивающими детскую психику.

Тоже в качестве примера возьмем приложение "Сказбука": здесь мы видим естественные цвета привычных объектов, сглаженные углы, дружелюбные персонажи, нет перегруженности деталями, акцент на игровом (в данном случае развивающем пространственное мышление) действии

Какими бы прекрасными не были обучающие приложения, они никогда не заменят вас. Вы - самый лучший учитель и пример для ребенка. Не бойтесь использовать обучающие медиа, они действительно несут развивающие и образовательные функции, но их использование должно соответствовать возрастной норме. Вас в любом случае должно быть у ребенка больше, чем приложений...

Ксения Рудич,
для подготовки материала использованы данные научных изданий "AAP Publications" и "Frontiers"

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх