Когда в полтора года стало понятно, что у Лёвы сенсомоторная алалия, тема с обычным садом лично для нас была закрыта навсегда. Да, у нас инклюзия и по желанию можно водить хоть куда, что с одной стороны прекрасно, а с другой я считаю, что надо трезво оценивать возможности ребёнка. На возраст 2-3 лет сын для обычного сада точно был неприспособлен по ряду причин.
Вывод был сделан на базе того, что в развивающем центре, куда мы ходили к психологу, меня уговорили отдать сына на подготовку к детскому саду - посмотреть как он будет без меня оставаться, соблюдать разные садиковские моменты и т.д. Оставался он замечательно, так как такие вещи, как алалия с сенсорным компонентом и аутизм, часто оборачиваются расстройством привязанности - ребёнок вообще долгое время не замечает есть мама или её след давно простыл. То есть, истерик от моего отсутствия у Лёвы не было. На этом "бонусы" заканчивались и начиналось шапито. Судите сами:
У сына долго совсем не было подражания
Я вот часто слышала доводы типа: "Отдай в садик - ему нужно общество. Вот насмотрится на других детей и речь пойдёт, и поведение улучшится". Но дело вот как раз в том, что все эти советы работают исключительно с детьми, у которых развито подражание. Если подражания нет, то ждать того, что ребёнок чему-то научится в саду, мягко говоря, наивно. Он там просто проведёт время, но очень вряд ли что-то почерпнёт.
Так было и у нас. Учиться, - совместному приёму пищи, групповой деятельности (игра, занятия), усваивать модели поведения и т.д., - Лёва не хотел. Вернее, не мог. Соответственно, надежды, что он насмотрится на других и всё как-то само наладится, пошли прахом.
Кстати, многие родители особых детей переживают, что ребёнок наберется всяких негативных поведенческих моментов от других детей, если его повести в спецсад по профилю (логопедия, ЗПР) и именно поэтому водят его в общеобразовательное дошкольное учреждение - мол, норма хороший пример. Но дело в том, что в отсутствие подражания у ребёнка такие страхи не обоснованы. Пока подражание не появилось, малыш не цепляет от других вообще ничего - ни хорошего, ни плохого. На этом этапе работает только целенаправленное обучение.
Отсутствие навыков самообслуживания
По состоянию на 2-2,5 года ребёнок у меня умел только более-менее самостоятельно есть ложкой. Пусть проливая всё вокруг, но он умел.
А вот с горшком дело обстояло плохо. Во-первых, Лёва не замечал мокрые у него штаны или нет - просто делал свои дела и бежал. Во-вторых, так как не было подражания, отдать в сад и ждать, что там наколдуют эти умения, тоже не приходилось. Подгузники какие-то сады разрешают, а какие-то нет. Соответственно получалась ситуация, что было бы непонятно, сколько он там проходит мокрый если что, прежде чем воспитатели заметят "аварию", что чревато заболеваниями мочеполовой системы, простудами и раздражением кожи.
Ограниченное понимание речи
Чтобы вы лучше понимали весь кошмар ситуации: в 2 года понимание речи ограничивалось несколькими словами и именем. На 2,6 понимание речи было в районе 15-20% уже лучше, но всё равно очень многое приходилось сопровождать жестами. Только к 3 годам с почти ежедневными занятиями мне удалось толкнуть понимание речи у сына примерно на уровень 50/50.
Самое плохое в отсутствии понимания речи у таких маленьких детей так это то, что их внимание по отношению к говорящему тоже очень плохое. Если иностранцы не понимают нашу речь, но они пытаются как-то вслушаться, изъясниться на пальцах и т.д., то такие дети слушают очень мало, очень неустойчиво и невнимательно, частенько попутно закатывая истерики от неспособности нормально договориться с другими людьми.
Вот как с таким ребёнком должен общаться воспитатель? Нет, конечно можно отстраниться и рассказывать, что это его работа и он педагог, но дело в том, что это может и сработало бы, будь педагог один на один с таким ребёнком. Или если хотя бы в группе было всего 3-4 человека. Но в обычной садиковской группе на 30, а то и 40 детей, воспитатель физически не в состоянии полноценно уделять внимание одному ребёнку с особенностями развития. Дети тоже не особо стремятся общаться с таким малышом, так как не видят от него реакции и обратной связи. Соответственно, 99% времени ребёнок вроде проводит среди людей и речи, но фактически находится один и усваиваемой речевой среды у него нет.
Я уже молчу о потенциальной опасности такой ситуации. Пока понимание не будет достаточным, такому ребёнку не объяснить, что это не ваша прихоть стоять под навесом - вы там находитесь потому, что идёт дождь. Не донести, что не надо лезть в розетку - это опасно. Не внушить, что нельзя убегать - потеряешься и т.д. Он не реагирует на замечания и всё равно прёт что-либо этакое вытворять, как танк. В результате либо воспитатель должен почти всё время таскать его на руках, чтобы ничего не случилось (вот у нас как раз такая ситуация была на группе подготовки к детскому саду), либо шарахаться туда-сюда - от особого ребёнка к другим малышам. А это чревато недосмотром с потенциально печальными последствиями.

Я намеренно не стала писать о том, что конечно воспитатели не в восторге от наличия таких детей в группе. Почему? Потому, что тут дело не в удобстве, пожеланиях и обязанностях воспитателей. Дело в том, что пребывание особого ребёнка с такими нюансами развития, как у моего сына, в обычном саду в первую очередь для самого ребёнка в лучшем случае бесполезно. Оно оправдано только, когда семья остро нуждается в деньгах или находится в других безвыходных ситуациях. А так для развития ребёнка куда выгоднее сад по коррекционному профилю или посиделки дома с мамой и занятиями.
Справедливости ради хочу отметить, что знаю случаи, когда обычный сад действительно пошёл на пользу детям с нарушениями развития. Но там так или иначе со стороны ребёнка не было столько сложностей, как у моего сына - дети уже что-то говорили, более-менее понимали речь и как-то участвовали в жизни сада, а не существовали где-то на её фоне. В таких случаях безусловно есть смысл надеяться на прогресс и на базе обычных садов. Если же у вас ситуация, похожая на нашу, рекомендую по возможности не мучить ребёнка, таская его в обычный сад, а плотно заниматься его нарушениями. Такой подход позволит ускорить развитие и быстрее довести малыша до нормы.
Свежие комментарии