В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным и т. д.
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Наседка и цыплята
ЦЕЛЬ: развитие внимания, ловкости, быстроты.
МАТЕРИАЛ: веревка или скамейка.
ХОД ИГРЫ
Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой». Сбоку в стороне находится «большая птица» (один из малышей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под веревку и отправляется на поиски корма.
Она зовет «цыплят»: «Ко-ко-ко», они на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зернышки»: наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: «Летит большая птица!», «цыплята» убегают домой. Из игры выбывают «цыплята», пойманные «большой птицей».
Птичка
ЦЕЛЬ: развитие внимания, умения быстро бегать.
ХОД ИГРЫ
Дети сидят на стульчиках или на коврике, один ребенок изображает птичку, он сидит на корточках впереди всех. Взрослый поет:
- Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела - ай!
(А. Барто)
После слов «Улетела - ай!» «птичка» улетает, т. е. убегает, махая руками, как крыльями, и прячется. Взрослый предлагает детям найти «птичку». Все бегут, находят «птичку» и приводят к взрослому, после чего игра повторяется.
Зайки
ЦЕЛЬ: обучение прыжкам.
ХОД ИГРЫ
Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:
Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком.
(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, «всматриваются». «Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)
Зайка, зайка, поскачи,
Твои лапки хороши.
Стал наш заинька скакать,
Малых деток забавлять.
(Хлопают в ладошки, «зайка» скачет.)
Вместе с зайчиком скорей
Мы подпрыгнем веселей!
(Все дети прыгают на своих местах, а «зайчик» - в центре круга.)
Появляется «волк» (взрослый), все дети убегают.
Игра с мишкой
ХОД ИГРЫ
Взрослый ходит по комнате, переваливаясь, изображает медведя. Ребенок стоит в противоположном конце комнаты. Взрослый говорит:
- Мишка по лесу гулял,
Нашу Машеньку искал.
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
(«Мишка» на стуле «засыпает». Ребенок бегает вокруг.) Взрослый говорит:
- Стала Машенька плясать,
Стала ножками стучать.
Мишка, Мишенька, вставай,
Нашу Машу догоняй!
(А. Ануфриева)
(«Мишка» просыпается, «рычит» и догоняет ребенка.)
Кот и мышь
ЦЕЛЬ: развитие внимания, ловкости, быстроты.
ХОД ИГРЫ
Взрослый изображает кота, ребенок - мышку. Ребенок сидит «в норке» (за стульчиком), «кот» ходит по комнате, говоря при этом:
- Котик по двору идет,
Ищет мышек Васька-кот,
Ищет мышек кот.
Тихо мышка сидит,
На кота она глядит,
На кота глядит.
(Е. Тихеева)
Взрослый садится на стул и закрывает глаза – «спит». «Мышка» подходит на близкое расстояние, видит, что «кот спит», бегает и играет вокруг «кота». «Кот» потягивается, открывает глаза, «мяукает» и бросается ловить «мышку». Она убегает в «норку».
Пес Барбос
ЦЕЛЬ: развитие внимания, ловкости, быстроты.
МАТЕРИАЛ: игрушечная собачка.
ХОД ИГРЫ
Взрослый сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая «спит». Взрослый говорит:
- Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
(Ребенок встает с места и подходит к собачке.)
Ну, Барбос, скорей вставай!
И Наташу догоняй!
(Е. Тихеева)
Взрослый с собачкой бежит за ребенком и говорит: «Гав-гав!». Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова.
Карусель
ХОД ИГРЫ
Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:
- Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
(Е.Тихеева)
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.
Мотылек
МАТЕРИАЛ: яркий сачок.
ХОД ИГРЫ
Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.
На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
(Малыш бегает, руки в стороны – «мотылек летает».)
Тетя вышла на лужок,
У нее в руках сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
(А. Ануфриева)
( После слов «Берегись-ка, мотылек» ребенок убегает, и взрослый «ловит» его сачком.)
Картинки — звукоподражания для малышей.
Уважаемый посетитель сайта
olgasergeeff.ru
«Педагогический калейдоскоп»,
предлагаю Вашему вниманию
картинки — звукоподражания
животным
Художник замечательных картинок — Наталия Козик.
Занимайтесь со своим малышом, развивайте его речь.
http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-snegirja.html
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-sinicu.html
http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadkipro/zagadki_pro_sviristel.html
http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-soyku
Некрылова А. Ф./составитель. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1989, с. 395.
Санжаровский А. Н./составитель, под ред. Науменко Г. М. Красное коромысло через реку повисло. Русские народные загадки. – М.: «Детская литература», 1981, с.11.
Науменко Г. М. /составитель. Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно: Русские народные загадки. – М.: «Детская литература», 1991, с. 30.
Автор: Татьяна Ерофеева
МБУ "Школа № 23" структурное подразделение д/с "Жар-птица" городского округа Тольятти
Свежие комментарии