На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 208 подписчиков

Свежие комментарии

  • александр муравьев
    Вырос на консервах потому что в 50-х свежего на Чукотке не было. И с тех пор предпочитаю бочковые огурцы и квашеную к...Нет солёным огурц...
  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...

«Сын отказывается учиться»

Подросток считает, что школа ему не нужна. Учиться не хочет, родителей не слушает. Что делать взрослым? На вопрос читателя «Правмира» отвечает подростковый и клинический психолог Михаела Талмач.
Школьник не желает учиться

Вопрос. Сыну 14 лет. Категорически не хочет учиться. Говорит, что неинтересно и ему это не надо! Все методы испробованы: разговоры разговаривали, телефона лишали, личные примеры приводили, выбор предоставляли.

Все испробовали. Результат — ноль! Что делать?

Почему дети не хотят учиться

Каждый первый подросток, который приходит на прием, говорит, что не хочет ходить в школу. Кто-то признается, что испытывает трудности в обучении. Кто-то — что нет желания учиться, «это не интересно и мне не нужно». Еще чаще слышу: «Разве есть люди, которые любят школу? Хорошо ее хотя бы не ненавидеть!»

У детей с разной формой и выраженностью психических трудностей учеба страдает в первую очередь. Правда, в обратную сторону это работает иначе. Учебные трудности у подростка не всегда означают, что с ним что-то не так. Но когда все-таки возникают, это совершенно точно говорит об изменениях учебной мотивации под влиянием каких-то факторов.

Учебная мотивация — это то, что побуждает ребенка преодолевать трудности, достигать результата, позволяет быть устойчивым к неудачам, двигает к самостоятельности, то, что подкрепляет желание учиться. И во многом определяет степень успешности ребенка в школе.

Мотивация начинает формироваться в начальных классах через учебную деятельность. Ребенок пришел в первый класс, сел за парту, познакомился с учителем, получил интересную информацию в новых для него условиях. А потом — еще и обратную связь от педагога. Какие-то действия ученика оказались подкреплены положительно (улыбкой учителя, похвалой, оценкой), какие-то — отрицательно (строгим взглядом, замечанием, игнорированием поведения или реакций). Так начинает складываться познавательный мотив, то есть интерес к учебной деятельности и желание получать знания. К познавательному приобщается эмоциональный мотив, то есть желание получить приятный отклик или не получить неприятный, избежать неодобрения, насмешек.

Следом идет коммуникационный мотив, то есть желание взаимодействовать с другими людьми, чувствовать себя частью команды, сообщества, группы. Наконец, возникает мотив достижения, то есть желание получить хорошую оценку. И хотя сочетание мотивов и степень их выраженности на разных возрастных этапах меняется, все они в итоге формируют ту самую учебную мотивацию.

Наиболее зрелой считается ситуация, когда познавательный мотив все-таки преобладает: «Учусь, потому что получаю от этого удовольствие». Но как именно этот мотив будет выражен, сильно зависит от нескольких факторов.

  • Во-первых, от возраста. В подростковом возрасте ведущая деятельность — общение со сверстниками.
  • Во-вторых, от гендера. У мальчиков мотивация контроля со стороны родителей более высокая, чем у девочек.
  • В-третьих, от образовательной парадигмы. Например, сверхвнимание руководства школ и родителей к сдаче ОГЭ и ЕГЭ формирует у детей мотивацию к изучению только тех предметов, которые они выбрали для экзамена. Интерес школьников к остальным дисциплинам оказывается поверхностным и неглубоким.
  • В-четвертых, от тенденций в обществе. Оказывается, современные школьники не воспринимают учебу как свою обязанность и долг. Успеваемость перестала быть способом самоутвердиться в среде сверстников, как это было у советских школьников. Такие результаты были получены в кросс-культурных исследованиях. Ученые отмечают, что за последнее десятилетие у подростков значительно снизилось влияние внешних и внутренних мотивов в структуре учебной мотивации. Кто-то из ученых убежден, что школа перестала занимать значимое место в жизни детей. Кто-то уверен, дело в семье и семейных ценностях. Если школа и школьные успехи не важны родителям, то детям они не важны тем более.
Чтобы понять, почему 14-летнему парню не хочется в школу, нужно начать последовательно разматывать этот клубок. Нежелание учиться всего лишь симптом. Ваша задача — самостоятельно или с помощью психолога попробовать отыскать причину. Какие-то вещи будут лежать на поверхности, какие-то — скрыты глубоко.

Друзья и одноклассники

Возможно, у вашего ребенка есть трудности в коммуникации со сверстниками. Например, мальчику по какой-то причине некомфортно общаться с одноклассниками. Это может снизить учебную мотивацию. Особенно опасной является ситуация буллинга, которую необходимо исключить.

С другой стороны, близкие по духу сверстники могут устойчиво транслировать небрежность к учебе.

Ровесники — референтная группа, то есть та, на которую ориентируется подросток, значимая для него. Вполне естественна позиция: «То, что важно моему товарищу — важно мне. Он не считает учебу чем-то серьезным, поэтому и я так не считаю».

школьнкик не желает учиться

Родители

Часто в семье существуют установки в отношении учебы. Например: «Образование не имеет смысла; учеба ни на что не влияет; троечники делают бизнес, а пятерочники на них работают». При этом на поверхностном уровне в семье позиционируется важность посещения школы, хороших оценок, получения высшего образования.

Поэтому, когда ценности родителей озвучивает ребенок, они могут приобретать диковатый вид. Отказываясь ходить в школу, мальчик лишь по-своему переосмысливает то, что слышит от родителей.

Мальчики нуждаются в большей внешней мотивации со стороны родителей. Иногда к восьмикласснику стоит отнестись чуть более внимательно, помогать и направлять его, а может, даже и контролировать.

Экзамены

Возможно, подросток встревожен, обеспокоен тем, что в перспективе его ждут экзамены. Для многих детей это то, что определяет их будущее. Но прямо сейчас ребенок может не понимать, не знать того, чем хотел бы заниматься в жизни. В таком случае может формироваться позиция: «Тогда лучше вообще не буду ничего делать, чем разбираться в том, что мне не интересно».

Учителя

Возможно, отношения ребенка и педагогов далеки от доверительных. У него просто нет с учителями контакта. Попробуйте поговорить об этом с подростком.

Важно понимать, что педагог зачастую та самая фигура, которая определяет потенциал ученика. Учитель может порождать и поддерживать интерес к предмету, а может, наоборот, отталкивать и охлаждать его.

Что делать? Обратиться за помощью

Если вы поняли, в чем причина трудностей ребенка, но сами с ними не справляетесь, стоит обратиться к психологу. Он поможет сформировать и отточить коммуникативные навыки, найти смысл в учебе, научит эмоциональной регуляции со снижением тревожных проявлений, повысит толерантность к неудачам.

Помощь психолога может понадобиться и родителям. Например, психолог поможет изменить модель взаимодействия с подростком. Научит адекватно реагировать на подростковый протест. Или покажет, как меньше тревожиться из-за реакции ребенка или от того, что ваш родительский авторитет вдруг стал снижаться.

Снижение учебной мотивации может быть показателем трудностей, связанных с ментальной деятельностью. В этом случае ребенок нуждается в помощи нескольких специалистов.

Как клинический психолог я регулярно сталкиваюсь с тем, что до пубертата когнитивные трудности ребенка игнорируются.

Именно в четырнадцатилетнем возрасте в учебной программе появляются дисциплины, требующие абстрактного мышления. А ребенку они могут быть малодоступны, иногда недоступны полностью. И за словами подростка — «я не хочу учиться, мне не интересно», на самом деле скрывается — «у меня не получается».

В таких случаях важны дополнительные исследования, в том числе по определению уровня интеллекта. Их результаты могут показать, что ребенок нуждается в помощи дефектолога, логопеда или адаптированной программе обучения.

Снижение учебной деятельности также может быть показателем депрессивных проявлений и волевых нарушений ребенка, которые значительно острее проявляются в пубертатный период.

Такие дети часто действительно не могут учиться. У них может не быть психических сил. Мысли их ускорены или замедлены, непоследовательны. Они не могут длительно удержаться в деятельности. Так как своих естественных ресурсов у ребенка недостаточно, порой ему необходима дополнительная медикаментозная поддержка.

Замечу, за помощью в этом случае стоит обращаться не к неврологу, терапевту или кому-то еще, а к врачу-психиатру! Помощи одного психолога бывает недостаточно. Не стоит бояться обращения к врачу-психиатру. Мой многолетний опыт работы в данной сфере показывает, что своевременное обращение к этому специалисту помогает детям и работает на перспективу.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх