На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 206 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Причины по которой малыши не говорят.

Еще многие по старинке считают, что если ребенок в 2 года не говорит это нормально, это не совсем так. В норме у ребенка уже должны быть разнообразные простые слова, предложения: «мама», «папа», «мама дай», «пойдем гулять», «отдай, мое» и т.д. В любом случае если к двум годам ваш малыш не заговорил надо разобраться, в чем причина, а не слушать других «Не страшно, мой вон в 4 заговорил». Когда приводят 4-х, 5-ти летних детей с просьбой помочь ребенку заговорить, то естественно помимо речи уже западают и другие сферы развития. И как правило, у не говорящих детей наблюдается проблематичное поведение, которое функционально выступает в качестве манд-реакции (просьба).

Чтобы было понятно, как разобраться и чтоделать объясню на примере двух малышей: мальчик и девочка, им по 2 года. Оба не говорят, присутствуют спонтанные вокализации в разной степени.

Почему они не говорят? И как им помочь?

Малыш Артемий.

График развития навыков Артемия.
График развития навыков Артемия.

Как видно из графика у Тёмы развиваются практически все навыки в соответствии со своим возрастом, кроме тех навыков, где задействована речь. При этом в речевом репертуаре ребенка очень много спонтанных вокализаций, ребенок понимает обращенную к нему речь и в его речи присутствует два слова «да» и «нет» с помощью которых происходит общение. Но так же у ребенка наблюдается неприемлемое поведение, он может кричать, падать на пол, когда ему что-то не дают. При сборе всех данных (медицинские ЭЭГ, НСГ и др.) развитие ребенка в норме. Во время самой диагностики по "Оценке вех развития", стало понятно, что малыш стесняется разговаривать и ленится, так как ему удобно, его и так все понимают. А когда у него забрали игрушку (гусеница с шариками, очень мотивационная для него), он впервые закричал «отдай, отдай» (забрали не специально🤗). Игра у ребенка уже имеет причинно-следственные связи, присутствует воображаемая игра. Ребенок знает и показывает по инструкции разных животных, буквы из алфавита, цифры в пределах 5 и многое другое. Социальные навыки тоже развиваются ребенок с удовольствием идет на контакт и с помощью указательного жеста и взяв взрослого за руку может попросить о интересующем его стимуле.

Сейчас с Артемием началась работа, интенсивное вмешательство направлено именно на запуск речи. Он спокойно повторяет за взрослым «а, па, ба, з-з-з, пс, м-м-м» даже без усиления (поощрения), а вот чтобы произнести, например «ма-ма» используем жевательный мармелад «бегемотик Бонди» для малышей, он его очень любит. Даем маленькими кусочками, и получает он его только когда говорит. Так же учитываем его настроение, если он с удовольствием готов позаниматься, занимаемся. Время занятия зависит от самого Артемия, как правило, это от 5 до 10 мин., но за день получается раза 3-4. Сразу скажу, что некоторые звуки ребенок повторяет сразу, а некоторые ну ни как. При этом я не ставлю задачу чтобы 2х-летний малыш сразу заговорил как профессор. Здесь важно чтобы ему понравилось с вами говорить и он к этому стремился.

В работе использую методики (АВА-терапии) подробно о них в статье "Как помочь ребенку заговорить"

Малышка София.

График развития навыков Софии.
График развития навыков Софии.

Из графика мы видим, что у девочки помимо отсутствия речи (из-за этого не развиваются навыки манд, такт, эхо), не развит навык "Поведение слушателя", простым языком это когда мы слышим, понимаем и можем ответить (речь, действия). Также не развита имитация. И очень мало спонтанного вокального поведения. При этом ЭГГ, НСГ в норме, стали разбираться дальше и выяснилось, что у ребенка нарушены слуховые потенциалы соответственно отсюда и пошли проблемы в задержке развития. При этом у девочки сильные стороны в социальных навыках, в игре и визуальном восприятии. Работа будет вестись как специалистами, которые работают со слухом, так и по развитию навыков. Так как визуальное восприятие у Софии в отличие от речевых навыков и имитации, развивается, то на данном этапе с учетом ее слуховых особенностей подойдет система альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs. Это важно для ее же общения в окружающим миром. Система жестов ей на данный момент не подойдет, так как навык имитации у нее не развит. И естественно девочке нужны ее ровесники для дальнейшего полноценного развития социальных навыков и игры.

Таким образом, причины могут быть разнообразными от простого стеснения до органики (более серьезных нарушений органического типа). Но в любом случае мы должны выяснить все от и до. От этого будет зависеть дальнейшая программа развития ребенка. То есть не просто пришли к специалисту, а он глянул на ребенка и поставил диагноз не разобравшись или еще интереснее сказав "Ну понимаете у ребенка до полутора лет работает левое полушарие, а затем включается правое"🤔 (сталкивалась к сожалению с таким).

Чем раньше мы выясняем причину речевой задержки, тем быстрее мы сможем помочь ребенку. А для этого нужны все данные (медицинские) и качественная диагностика развития навыков ребенка (к слову хорошую диагностику за час не сделать, минимум от 2 часов, если совсем маленький малыш, до 25 часов). И только после того как мы все выяснили будет составлена качественная программа развития ребенка учитывая его психофизические особенности.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх