На днях был организатором на муниципальном этапе олимпиады по математике. У нас муниципальная олимпиада проводится отдельно по школам, организаторы - учителя предметов, далёких от экзаменационного (камер пока нет). Из любопытства посмотрел задания детей (работал на 9 классе). С удивлением обнаружил у себя присутствие определённых знаний и понимание того, как можно решить часть заданий (мой 9 класс остался в далёком 96-97 учебном году). Дети же (реально умнейшие мальчишки - девятиклассники) начали первоначально в заданиях "плавать", лишь чуть позже начали думать. Да, задания нетипичные, но ведь нужные-то знания уже были получены.
Иногда прихожу к своим шестиклассникам на уроки математики. Естественно, что разбираю проблемы детей с предметником и родителями. Так вот, математика становится проблемным предметом даже для реально умных детей. Каким-то образом логическое мышление (просто необходимое для получения математических знаний) куда-то испаряется у современных детей.
![Лепота. Ребёнок работает на интерактивной доске.](https://r2.mt.ru/r29/photo6653/20489597682-0/jpg/bp.jpeg)
Мало того, исчезают даже вычислительные навыки (вот она эпоха гаджетов). Любой троечник в мои 90-е легко мог оперировать арифметическими действиями в пределах 1000 если не уме, то "столбиком". Сейчас этим с трудом владеют отличники даже в 8-9 классах. Что и говорить про мой 6-й.
Помню, что для меня главной проблемой было заучить все алгебраические формулы сокращённого умножения. Сейчас эти формулы буквально лежат перед детьми на уроках и ОГЭ. Так теперь оказывается проблема найти нужную. Я или моя супруга никогда не перепутали бы "разность квадратов" и "квадрат разности", а для современных учащихся (даже хороших) это обычное дело.
И виновата в этом программа начальных классов (совсем не учителя этих же классов). Вместо стройной системы 90-х (да, многое заучивалось и зазубривалось, но потом "от зубов отскакивало"), пришла "чересполосица" ФГОС.
![Какой-то нереальный урок математики. Слишком довольный учитель и чересчур активные ученики.](https://r2.mt.ru/r29/photo25E3/20712670531-0/jpg/bp.jpeg)
Не понимаю, зачем достаточно серьёзные геометрические задания рассматривать на уроке во 2 классе, если дети не освоили ещё элементарного (ту же таблицу умножения). Наши предки всё-таки были мудры. В математике школяры сначала осваивали арифметику (вычислительные наши навыки), затем переходили к начальным навыкам геометрии. После освоения переходили к геометрии более сложной совместно с алгеброй (которая уже является "чистой", а не прикладной математикой). Сейчас же всё смешалось, как в доме Облонских.
Вот такие дела. Прошу прощения у критиков, но я всё-таки могу рассматривать и сопоставлять программы как бывший почти отличник, много запомнивший со школы.
Свежие комментарии