На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 202 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Пленники темноты. Растим незрячих малышей

Статья из газеты: АиФ Здоровье № 24 13/06/2017

Родители незрячего ребёнка не всегда представляют, как его нужно развивать, как готовить к школе.

Наш эксперт — педагог-тифлолог Центра образования, реабилитации и оздоровления (г. Липецк) Ольга Соколова.

Потрогать улыбку

Часто у родителей незрячих детей возникает много вопросов, ответы на которые они не могут найти самостоятельно. Например, почему многие незрячие дети никогда не улыбаются... Но ведь особый малыш неспособен увидеть улыбку мамы, других родных, значит, ему надо помочь научиться улыбаться.

Дайте малышу возможность потрогать улыбку на своём лице. Объясните, как во время улыбки меняется положение губ. Трёхлетний малыш уже способен понять, как движутся наши губы во время улыбки и в каком положении они находятся, когда лицо серьёзное и сосредоточенное.

Все маленькие дети — и слепые, и зрячие — хотят подражать взрослым. Исследовав с помощью кончиков пальцев улыбку на лице взрослого человека, они обычно сами хотят улыбаться и будут с радостью демонстрировать свои улыбки родителям и воспитателям. Но мало просто научить малыша механически растягивать губы, необходимо рассказывать ему о том, как люди выражают свои чувства: радость, волнение, страх, обиду...

Музыкальные игры

Незрячие дети осваивают социально-бытовые навыки более медленно, чем их глазастые ровесники. Но необходимо всемерно поощрять инициативу малышей в этом направлении, развивать их самостоятельность. К семи годам, ко времени начала обучения в школе, незрячие мальчики и девочки вполне способны самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать игрушки, соблюдать правила гигиены, красиво есть, правильно вести себя в общественных местах.

В учебно-воспитательном процессе педагоги-тифлологи опираются в первую очередь на слух незрячих малышей. Для этого активно используются подвижные музыкальные игры. Например, воспитатель демонстрирует детям, как движется слон, как он топает мощными ногами... Незрячий ребёнок не может увидеть слона по телевизору или в зоопарке, но он может потрогать игрушечного слонёнка. Кроме того, музыкальное сопровождение способно с помощью звуков показать силу и размеры слона. Важно, чтобы дети поняли, что на самом деле слоны огромные, а не такие маленькие, как игрушечные слонята из пластмассы. Таким образом, они не просто играют, а познают мир.

Больше двигаться!

Из-за недостатка физической активности у незрячих людей нередко возникают навязчивые движения, например покачивание головой. От навязчивых движений впоследствии очень трудно избавиться. Но если в раннем детстве незрячие мальчики и девочки получают гармоничное развитие, навязчивых движений у них не появляется.

Ещё одна важная задача — развитие коммуникативных навыков у незрячих детей. Малыши должны уметь общаться и между собой, и со взрослыми людьми. И самое главное — общение, совместные игры должны приносить им радость.

Учимся по Брайлю

Ещё до школы ребёнку надо в игровой форме дать первые представления о рельефно-точечной (брайлевской) системе письма и чтения. Перед тем как начать её осваивать, малыши учатся собирать мозаику. Потом работают с колодкой: деревянной или пластмассовой рамкой с шестью углублениями. В эти углубления вставляются шпеньки (маленькие пластмассовые фигурки, обозначающие точки брайлевского шеститочия). В разговорах с детьми их сначала называют пуговками, гвоздиками или грибочками. Например, воспитатель говорит ребёнку: «Давай соберём наши грибочки в это лукошко!» Ребёнок аккуратно вставляет шпеньку в колодку. Взрослый его хвалит. А уже потом дети узнают, что эти гвоздики и грибочки на самом деле обозначают звуки и буквы, которые складываются в слова и предложения. Некоторым детям шести-семи лет дают настоящий прибор для письма по Брайлю и грифель. Если они освоились с колодкой, то и прибором для письма по Брайлю могут овладеть.

Волшебная палочка

Обычно в шесть-семь лет ребёнок уже способен понять, что такое белая трость и для чего она нужна. Сначала взрослый просто водит малыша за руку. Потом он берёт палочку и просит ребёнка взяться за один конец, а сам берётся за другой — и они вместе идут по коридору или по улице. Это ещё не самостоятельное передвижение, но ребёнок учится двигаться без тактильного контакта с сопровождающим.

А потом взрослый рассказывает малышу, что это не обычная палочка, а «волшебная». Она называется белая трость. И с её помощью можно ходить самостоятельно, не держась за маму или папу. Ребёнку интересно научиться пользоваться «волшебной палочкой». И он становится участником «волшебства»: с помощью чудо-палочки определяет препятствия на своём пути. Палочка помогает ему не упасть в яму, не столкнуться с корягой.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх