Последнее меня особенно напрягает.
Чтобы получить или повысить категорию, необходимо пройти квалификационные тесты.
Это хорошо, да простят меня педагоги! Считаю, что воспитатель детского сада должен не только любить детей и уметь сказки рассказывать. Необходимо знание детской психологии и методики. А ещё должна быть грамотная речь. Мы учим детей в первую очередь своим примером. И выражения: «ПолОжь, ихние, евошняя, пОняла» просто недопустимы!
Пишет педагог, который проходит повторное тестирование: «По чему та не могу пройти психалогию, нечиго не запаминаю»! Так и хочется ей ответить «па таму шта!»
И пусть такой воспитатель любит детей, и хорошо справляется со своими обязанностями. Но повышение квалификации ему не светит, тесты скорее всего завалит. Если его это устраивает, то может быть, повезло родителям, у кого на группе окажется такой воспитатель.
Этот человек будет воспитывать детишек, играть, читать им сказки. И детки будут довольны и родители.
Почему повезло, и почему они должны быть довольны?
Потому что если я прохожу тестирование, и получаю категорию, то я уже не воспитатель, а педагог-модератор. Требования к моим должностным обязанностям, вероятно, тоже будут меняться.
Итак, я педагог-модератор. Пока ничего не изменилось, кроме доплаты к моему должностному окладу. Это радует, как и то, что нас наконец-то приравняли к учителям, и трудовой отпуск стал 56 дней. Но что от нас потребуют взамен? А в том, что потребуют, я почему-то не сомневаюсь. Дальше объясню, почему.
Я могу пройти досрочное повышение квалификации и стать педагогом-экспертом (это 1категория).
Дальше идёт педагог-исследователь и педагог-мастер(высшая). Повышается доплата, статус и требования к работе.
Заметьте, что все эти термины не имеют ничего общего с воспитанием!
Категорию модератора я получила, пройдя тесты, собрав нужные документы и достижения своих деток на уровне детского сада и города.
Но если я захочу получить категорию выше, то должна подготовить детей - победителей районных, областных, республиканских, международных, вселенских и межгалактических конкурсов и олимпиад!
Как это будет выглядеть? А вот так: выберу двоих – троих способных ребятишек из группы, и буду с ними заниматься. На остальных детей, у меня просто не хватит ни сил, ни времени.
Чем выше заявленная категория, тем больше наработок должно быть у педагога. Кроме детских достижений, нужны мои личные победы и обобщение опыта на уровне области и республики.
Итак, воспитатель остался в прошлом. Я педагог! У меня статус модератора, эксперта, исследователя, мастера, и неплохая зарплата!
Вернёмся к тому, что же я должна отдать взамен?
Уже несколько лет мы говорим об обновлённой программе образования.
Цель Программы: формирование у детей духовно-нравственных ценностей, знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Вроде бы всё нормально.
Но!
На курсах педагогического мастерства, в течение 2‑х месяцев нам объясняли, что мы не должны воспитывать, развивать, формировать и учить! Учебная цель должна быть ориентирована на ожидаемый результат.
Например:
Цель занятия по рисованию с детьми 4-х лет: Владеть навыками рисования красками и кистью, рисовать круг, изображая яблоко.
Всё понятно, моя задача научить детей рисовать яблоко. Правильно?
Нет! Не научить, а сделать так, чтобы ребёнок научился сам! Целую неделю мы потратили на то, чтобы понять, как ребёнок должен сам научиться рисовать, лепить, строить, рассказывать. А потом читать, писать, решать задачи и делать выводы!
Признаюсь честно, мы так и не поняли!
Как не воспитывать и не учить? Как не развивать и не формировать навыки? Наверное, это понимание придёт ко мне со временем. Так сказать в процессе работы. Пока я работаю как прежде, воспитываю и развиваю. Пока, потому что ко мне ещё не предъявили требований работать по обновлённой программе. И каждый раз я жду начало учебного года как первоклассник. С вопросом: «Что меня ожидает?»
Категория модератора предполагает, что я должна не воспитывать детей, а стать регулятором, или посредником, просто контролировать поведение детей в группе.
А дети? Что будет с ними, если мы все станем экспертами, исследователями и мастерами?
Мы будем наблюдать, исследовать, вести записи, давать свои заключения и отчёты, и готовиться к следующей аттестации. И ничего, что уровень развития детей тоже учитывается, это не школа, здесь нет экзаменов, есть только мониторинг. А это лишь диаграммы и никто не докажет, что показатели завышены. Только руководство. Но они тоже заинтересованы, в высокой квалификации педагогов.
И что в результате? Результат меня пугает. Потому что школа тоже работает по обновлённой программе. Задача учителя не учить, а дать задание. Познакомить ребёнка с буквами и смотреть, как он сам научится читать?
Если у родителей есть средства для репетиторов, и частных школ, то у ребёнка откроется перспектива хорошего образования. А если нет…
Я не хочу внуков. Я боюсь за их будущее.
А может ну их, эти доплаты и категории?
Остаться просто воспитателем и работать, как прежде? С маленькой зарплатой, без конкурсов и дипломов, просто воспитывать и развивать детишек. Пожалуй, я так и сделаю, если мне позволят.
Кого хотят видеть в детском саду родители, воспитателя или исследователя? О чём мечтают молодые выпускники педагогических университетов? И что ждёт наших детей?
А может быть, я просто туплю, чего-то недопонимаю, и сгущаю краски?
Мне интересно ваше мнение. Жду ваших комментариев на эту тему.
Свежие комментарии