На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 208 подписчиков

Свежие комментарии

  • александр муравьев
    Вырос на консервах потому что в 50-х свежего на Чукотке не было. И с тех пор предпочитаю бочковые огурцы и квашеную к...Нет солёным огурц...
  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...

Каким был Павел I в детстве

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В этой статье я расскажу об императоре Павле I в, сложно сказать - счастливый ли, период его жизни - в детстве. Этому мальчику с момента рождения была уготована непростая судьба. Начнем с того, что он совершенно не знал материнской любви и ласки. Сразу, как только Павел родился, его запеленали и отнесли к бабушке - императрице Елизавете Петровне.

Ни одного раза его мать Екатерина не приложила его в груди, ни разу не брала на руки, не прижимала к себе. То есть все те естественные действия, которые привязывают мать к ребенку самыми прочными нитями в мире, в данном случае отсутствовали.

 
Вигилиус Эриксен. "Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате"
 
Вигилиус Эриксен. "Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате"

При этом материнский инстинкт у Екатерины поначалу проявлял себя, она волновалась о сыне, хотела быть с ним, но императрица полностью отстранила свою невестку от малыша. Сама Елизавета опекала мальчика буквально удушающе. Павел был укутан даже в жару, находился в душном помещении в окружении многочисленных нянек. Эти няньки, именно в силу их многочисленности, смотрели за мальчиком бестолково.

Методом воспитания с младых ногтей стало запугивание. Требуя от Павла послушания, его пугали, в первую очередь, бабушкой.

 
Стефано Торелли. "Портрет Павла Петровича с арапчонком"
 
Стефано Торелли. "Портрет Павла Петровича с арапчонком"

С малых лет Павла начали обучать грамоте, арифметике, физике, Закону Божьему и другим предметам. Специально для него печатали учебники и географический атлас. Первым воспитателем Павла стал дипломат Ф. Д. Бехтеев. Это был человек, одержимый дисциплиной, считавший, что воспитание - род муштры. В таком духе он воспитывал и Павла, навсегда впечатав в его душу установку, что муштра необходима, если хочешь добиться успеха.

Солдафонский стиль воспитания проявлялся даже в том, что буквы для алфавита были отлиты из свинца в виде солдатиков.

 
Федор Рокотов "Портрет императора Павла I в детстве", 1761
 
Федор Рокотов "Портрет императора Павла I в детстве", 1761

Бехтеев придумал еще один способ воспитания, чтобы развить в мальчике чувство ответственности. В единственном экземпляре выпускалась газета "Ведомости", где печатались статьи о то, как себя вел Павел. Мальчику было сказано, что газету читают все, в том числе в Европе. Значит, надо вести себя так, чтобы не опозориться.

Мальчик старался. Он вообще был очень впечатлительным, всей душой тянулся к людям, от которых видел хоть какое-то проявление любви, интереса к нему. Но с Бехтеевым отношения не были теплыми, мальчик его боялся.

 
Ярославский В. "Портрет Никиты Ивановича Панина"
 
Ярославский В. "Портрет Никиты Ивановича Панина"

С 1760 года воспитателем Павла стал Никита Иванович Панин. Он был тоже дипломатом, но, в отличие от Бехтеева, не любителем военной дисциплины, а наоборот - просвещенным и гуманным человеком. Павла он полюбил, и мальчик, найдя в его лице человека, искренне к нему расположенного, тоже привязался к своему учителю.

Панин направлял образование Павла в гуманитарное русло, пристрастил к чтению, вызвал интерес к истории и особенно к теме рыцарства. Став взрослым, Павел сохранил этот интерес. Он вообще (благодаря Панину) усвоил уроки благородства, мужества, долга, милосердия.

Но при этом уродливые условия раннего детства, явное равнодушие к нему матери и огромная душевная травма, вызванная государственным переворотом и убийством отца, сильно отразились на душевном настрое Павла и были причиной его психологических проблем. Жестокая жизнь на корню подрубила его романтизм, и большой вклад в это внесла Екатерина, которую Павел, в конечном счете, возненавидел.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх