
Молись и кайся - возглашал маленький ребенок, оставленный с ничего не подозревавшей бабушкой, у которой чуть не случился сердечный приступ из-за невинной детской просьбы показать мультфильм про Малыша и Карлсона. Думаю, у родителя каждого маленького ребенка найдутся в закромах похожие истории, иллюстрирующие нормальное речевое развитие ребенка двух-трех лет.
Этим сегодня и займёмся.Итак, ребенок номер один, мой сын Даня, два года.
Все предметы, ещё не получившие в Даниных устах отдельного именования, обозначает словом "тяти". Дай тяти. Дай тяти!!!! ДАЙ ТЯТИ!!!! Ооооо, ТЯТИ!!!!! Аааа, ТЯТИ!!!! Непонимание по поводу очередной тяти случается где-то раз в час. Истерика гарантирована.
В зоопарке его как-то потряс морской котик под водой - и юный лингвистический гений это существо обозначил как "мяу ва-ва" Мяу - кошка, ва-ва - рыбка. Кошка-рыбка. Двухлетки мастера таких гениальных изобретений. Недавно я услышала от малышки такого возраста прекрасное слово "делю" - обозначающее два и более одинаковых предмета. Деление. Делю. Ещё один гений лингвистики.
Продолжаю про сына Данечку. Семейный лагерь, большой дом, где в каждом номере - свои люди. Идёт пушистый одуванчик по длинному коридору, оставив маму в номере и прекрасно зная, куда вернуться. Встречает маму чужую или какую-нибудь старшую дочь в большой семье и с глазами кота из Шрека кротко и безнадёжно спрашивает - "А де моя мама..." Чужая мама или дочь, преисполнившись ответственности, немедленно берёт под козырёк, хватает потерявшуюся сиротку и по всему корпусу ищет маму. Был день, когда мне вернули его раз шесть.
Надо ли говорить, что сиротко было довольно весьма - аттракцион! А ларчик просто открывался - это почти единственная понятная окружающим фраза из его небогатого ассортимента. Поэтому используется как приглашение к диалогу.На кровати возлежат родители, сын лезет тоже, хрюкает, изображая поросенка. Отец - свинкам сюда нельзя! Вопросительно - бээээ?
Выучил четыре очень важных для реального пацана слова: хит (щит), шлем, бандит и бомба. Бегает по площадке и громко и членораздельно вопит - ААА, бомба!!! Отец сказал, что больше с ним гулять не пойдёт.
Со слезами требовал "бау ав-ав". Полчаса рыдал, а мы недоумевали... Это была "баю-бай, ты собачка не лай..." Девочке, пытавшейся отнять у него велосипед, прочитал краткое, но внушительное наставление: "Ляля, во маня тпру-тпру! Аяяй! Во бам-бам!" и убедительно погрозил кулаком .
Ав-ав ту-ту - Щенячий патруль .
Когда рос его старший брат Юрочка, в семье в ходу были фразы вроде "А где лялядль?" Лялядлем тот именовал мяч, и это было настолько смешно, что именно так ещё пару лет его все и именовали. Тогда в ходу в нашей семье были диалоги вроде:
-Варя, а ты сюп ела?
-Не, я пила а-ао. А сюп бья-бья!
Что слышим? Упрощение. Замены сложных слов на более простые, сложных звуков - на более простые. Малыш пока только приступает к освоению сложнейшей функции под названием речь, впереди у него ещё долгие месяцы тренировок. При этом освоено самое главное - коммуникация, без которой звуки, издаваемые через рот не имеют никакого смысла. Уже есть фраза, вопрос, ответ - есть диалог. А остальное - дело наживное. Поэтому, когда на приеме у логопеда вы услышите вопрос "Говорит ли ребенок фразы" - не удивляйтесь, какие ещё фразы в два года. Мяу ва-ва - тоже фраза. Ну, и самое главное - контекст. Если с утра до вечера ребенок четко и ясно поет "От улыбки хмурый день светлей" - но не говорит ни да, ни нет, не отзывается на имя - с его речевым развитием гораздо больше проблем, чем с развитием малыша, говорящего "Мама, ыыыыы там!"
Свежие комментарии