На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 207 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Советская школа: от чего сейчас стоит отказаться, а что сохранить

Советская школа... Как много ностальгии в этих двух словах. Для кого-то школа стала настоящим родным домом, где он нашел друзей на всю жизнь. А для кого-то школа напоминала казарму, насквозь пропитанную идеологией и зубрёжкой, куда совсем не хотелось идти. У каждого из нас была своя особенная школа, но сегодня я рассказать об основных принципах именно советской школы.
Сначала мы изучим те принципы, которые необходимо применять и сегодня, а потом уже те самые пережитки, к которым лучше никогда не возвращаться.

5 принципов, которые не стыдно взять в будущее.

1. Подготовка к реальной жизни.

«Преодоление отрыва школы от жизни!» — звучит как слоган прогрессивной частной школы. На самом деле это советский лозунг 1958 года. В это трудно поверить, но советская школа была максимально адаптирована к реальной жизни. Уже с начала 1960-х годов в школьную программу включили обязательную производственную практику. Таким образом выпускники, выходя из школы имели при себе не только теоретические знания, но и профессиональные навыки. Понятно, что в школе готовили не ракетостроителей, а представителей обычных земных профессий. Но сам принцип был достаточно неплох и понятен.

уроки труда
уроки труда

Примерно в то же время стали появляться и школы для одаренных детей: языковые, математические, химические и так далее. Детей-вундеркиндов не особенно нагружали условными поездками в колхозы. Их берегли и ценили.

Некоторые современные школы так же стараются быть ближе к реальности. Там уже осваивают робототехнику и работают с 3D-принтерами, компьютерное образование проходит не по учебникам, а на реальном оборудовании.


2. Системный подход.

К концу обучения у советских школьников должна была сформироваться целостная картина мира, благодаря так называемому системному подходу. Понятно, что тогда на первом месте выступала идеология и мировая революция, но система была создана.
Сейчас по-прежнему школьная программа сохранила свой системный подход, к тому же ушла идеология. Теперь для учеников нет никаких рамок или барьеров для получения знаний.

Можно спорить бесконечно, но всестороннее образование просто необходимо. И кем бы не хотел стать ваш ребенок — блогером , музыкантом, спортсменом или космонавтом, ему необходимо принимать взвешенные решения на основе целостного представления о мире. Уметь доносить свою точку зрения и обосновать ее в эссе или сочинении, учитывать реальность материального мира по время химических или физических опытов, понимать чем в чем отличие одних народов от других, любить и беречь историю своей страны на уроках истории и так далее. Чем больше граней изучает школьник, тем целостнее для него становится картина мира.

Советская школа: от чего сейчас стоит отказаться, а что сохранить

3. Шефство над отстающими.

Чего нет в современной школе, так это единой программы помощи отстающим ученикам, такой какая была советское время. Отличники не бросали в беде своих друзей, всегда помогали двоечникам. Как-то не принято было делить класс на плохих и хороших. Это был единый организм, где каждый ученик всегда чувствовал поддержку товарищей.

Сейчас в качестве помощников отстающим ученикам выступают частные репетиторы. Учителям не до этого, остальным ученикам тем более. Коллективизм отсутствует как явление.

Советская школа: от чего сейчас стоит отказаться, а что сохранить

4. Гуманизация образования.

В поздних советских школах педагоги-активисты писали и говорили об уважении к внутреннему миру ребенка. Они признавали, что учебный процесс должен быть уникальным и творческим. Именно этого и не хватает в современных школах, где авторитет учителя не так высок и безграничен как раньше и ученик имеет право на свое личное мнение. Но сама система по-прежнему поставлена на поток. Если кто-то из учеников не успевает усвоить нужный материал, то его не ждут. Он вынужден сам догонять. В советских школах пытались бороться с подобным явлением, в первую очередь благодаря тому самому духу коллективизма. Сейчас этого увы нет.

Советская школа: от чего сейчас стоит отказаться, а что сохранить

А теперь давайте рассмотрим принципы, от которых можно избавиться в современной школе и никогда к ним не возвращаться. В настоящее время такие принципы стали либо антигуманными, либо не эффективными, либо просто не соответствую духу времени и потребностям современного ребенка.

1. Приоритет коллектива над личностью.

Тот самый дух коллективизма, который с одной стороны помогал отстающим ученикам, сильно мешал развитию индивидуальности. Вообще в советских школах коллективизм всегда ставился во главу угла. Личное мнение не должно было противоречить общественному.
Чем коллективизм плох, так это наличием круговой поруки. Хвалят всех, а ругают конкретного человека, который по сути "подставляет" весь коллектив. Будь то школьный или рабочий.
Вся общественная жизнь проходит именно коллективно. Поэтому быть часть коллектива очень важно, нельзя выделяться.

Советская школа: от чего сейчас стоит отказаться, а что сохранить

Сегодня с одной стороны такой подход устарел, невозможно грести всех под одну гребенку. Сегодня каждый ребенок это прежде всего самостоятельная личность, к которой нужен особый подход. С другой стороны, воспитывать общество индивидуалистов тоже нельзя. Ничем хорошим это не закончится. Как раз этим и грешит современная школа. Нужна золотая середина. Все таки полностью разрушать коллективы нельзя, мы все равно живем в обществе, в одном большом коллективе. Зато коллективную ответственность необходимо заменить индивидуальной.

2. Отсутствие критического мышления.

На ряду с подавлением развития личности, в советских школах не учили критическому мышлению. Сомневаться в словах учителя было не положено. Иметь свое личное мнение не запрещалось, однако и не одобрялось. Всегда преобладало мнение коллектива. Спорить с учителем было запрещено, это могло подорвать его учительский авторитет. Да и не было для этого у советских учеников никаких средств.

Советская школа: от чего сейчас стоит отказаться, а что сохранить

Совсем другое дело сейчас. Сейчас грамотный человек не верит всему на слово, он может самостоятельно анализировать полученную информацию, перепроверять ее. Отличать фейк от правды и так далее. Благо для этого есть все необходимые инструменты. У современного школьника вся необходимая образовательная программа всегда под рукой. Сомневаться и перепроверять полученную информацию — это норма жизни. То, чего не могли себе позволить советские школьники.

3. Ученик — это винтик.

В советской школе ученик — это просто винтик. Вся его жизнь, от длины волос и цвета школьной формы до учебной программы и других мероприятий полностью регламентирована. Права выбора у него нет. Остается только катиться по накатанным рельсам. Никакого самостоятельного поиска.

Советский учитель — это настоящий командир. Его авторитет безграничен и не поддается никому сомнению. Только он знает как правильно действовать, как правильно учится и что делать ученикам на уроках. Зато советский учитель был одновременно и воспитателем и нянькой и педагогом. К нему всегда можно было обратится за помощью.
Нынешняя школа больше похожа на бизнес-проект, где учитель — это менеджер, который просто оказывает детям образовательные услуги за деньги. Зато над учеником нет такого давления, он вместе с родителями может самостоятельно выбрать дополнительную подготовку к обучению.

Советская школа: от чего сейчас стоит отказаться, а что сохранить

Сегодня авторитет учителя не такой незыблемый. И это с одной стороны хорошо, а с другой безусловно плохо. Грань субординации между учеником и учителем все равно должна быть. Всегда должен кто-то главный. А современные дети слишком самостоятельные и учить их очень непросто.

4. Бальная система оценок.

Этим грешит и современная школа. И тогда и сейчас ребенок по сути не получает новые знания, а готовится к экзаменам, чтобы получить хорошие оценки. И это в корне неверно. Подобная система оценок сразу же делит класс на отличников и двоечников.  Но в советское время отличники помогали отстающим добровольно и старались их подтянуть, потому что выделяться из класса все таки было не принято. То теперь эта пропасть только растет, а вместе с ней и социальное напряжение в классе.
В советской школе получить двойку можно было не только за отсутствие домашнего задания, но и за внешний вид или поведение в классе. А значит реальные знания ученика имели мало общего с оценками. То же самое происходит и сейчас, причем в гораздо более извращенной форме (ЕГЭ).

Советская школа: от чего сейчас стоит отказаться, а что сохранить

«Школьная система оценок стимулирует учеников работать на заветную цифру, а не получать знания и навыки как таковые. Чем её заменить? Например, можно оценивать знания ученика по критериям: знает или не знает, умеет или не умеет. И сразу понятно, чему школьник научился на самом деле. Можно выстраивать накопительную систему баллов и за каждый верный ответ или выученную теорию начислять баллы или какие-то символические награды — звездочки или медальки. А можно вообще не оценивать ученика, а просто давать ему обратную связь по его работе, выстраивать её по его навыкам, знаниям и умениям». Анна Мусихина, академический директор направления «Обществознание» в Skysmart (Статья написана на основе материалов сайта МЕЛ).

А что вы думаете о советской школе? Чем она вам запомнилась? Спасибо за внимание. С уважением, ваш Владимир Дроздовский!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх