На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 204 подписчика

Популярные статьи

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Содержание образовательной деятельности «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе

Содержание образовательной деятельности «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе

Дата. Тема

Тема. Детская деятельность по развитию речи

Тема. Детская деятельность по ознакомлению с художественной литературой

Сентябрь

1 неделя

«День знаний»

«Дети идут в школу»

 

- рассматривание картины «Дети идут в школу»

- рассказывание по картине

- упражнение «Назовите имена мальчиков и девочек, в которых есть звук «с», «ш»

- упражнение «Школьные правила»

 

«Мы кому букет подарим?»

 

- рассматривание иллюстраций на тему «Школа»

- упражнение «Объясни смысл поговорки»

- упражнение «Подбери родственные слова к слову «учитель»

- отгадывание загадок

-слушание стихотворения И. Токмаковой «Мы кому букет подарим»

 

2 неделя

«Правила безопасности дома и на улице»

«Поведение детей в опасных ситуациях»

 

- игровая ситуация «Подарок от Незнайки»

- упражнение «Разбери предметы (опасные и безопасные).

- упражнение «Расскажи о своих предметах».

- рассматривание опасных ситуаций: «Пожар», «Один дома», «Как перейти дорогу».

 

 

«Неизвестный герой»

 

- отгадывание загадки

- слушание стихотворения С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

- беседа

- д/и «Раздели слова на слоги»

3 неделя

«Восенушка- осень — сноп последний косим»

«Как я ходил в булочную»

 

- составление рассказа из опыта «Как я ходил в булочную»

- слушание сказки А. Ремизова «Хлебный голос»

- д/и «Подбери слово к вопросу»

- упражнение «Сколько слов в предложении»

- проговаривание чистоговорок.

 

«В гостях у украинской народной сказки»

 

- слушание украинской народной сказки «Лёгкий хлеб»

- ответы на вопросы

- д/и «Скажи по - другому»

- упражнение «Скажи наоборот»

- заучивание примет об осени

4 неделя

Мониторинг

 

 

 

Мониторинг

Октябрь

1 неделя

«Есть на Волге город».

 

«Милый сердцу дом»

 

- д/и «Придумай загадку о достопримечательностях города

- д/и «За что я люблю Тольятти»

- д/и «Цепочка слов»

- д\и «Подбери слово противоположное по смыслу»

- упражнение «Как я понимаю пословицу о родном крае».

«Песня о Тольятти»

 

- рассматривание иллюстраций с видами города

- составление рассказа по иллюстрациям: «Что расскажем гостям Тольятти»

- слушание стихотворения «Песня о Тольятти» В. Мосина

- ответы на вопросы

- д/и «Красивые слова – тебе любимый город»

2 неделя

«Октябрь – грязник»

«Осень золотая, как тебя люблю»

 

- слушание рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

- перессказ рассказа

- составление рассказа «Какое время года я люблю»

- упражнение «Подбери слова сравнения»

- д/и «Скажи по -  другому».

 

«В гостях у Осени»

 

- рассматривание иллюстраций «Золотая осень»

- слушание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

- ответы на вопросы.

- заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

- д/и « Подбери сравнения к слову «листья»

3неделя

«Моя страна – Россия»

 

«Самая большая, самая богатая»

 

- беседа о Родине

- д/и «Карта нам рассказала»

- упражнение «Что дают леса»

- упражнение «Что добывают в горах»

- упражнение «Какая растительность в пустыне»

- слушание отрывка «Самая большая, самая богатая»

С. Баруздин.

 

«Литературная гостиная»

 

- слушание отрывка из былины «Садко»

- ответы на вопросы

- проговаривание чистоговорок

- упражнение «Раздели слова на слоги»

4 неделя

Моя страна – Россия»

«Богатыри Руси»

 

- слушание отрывков из былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче

- рассматривание картины «Богатыри»

- составление рассказа по картине Васнецова «Богатыри»

- слушание стихотворения Т. Курбатовой «Три защитника, три брата».

 

«В гостях у мордовской народной сказки»

 

- рассматривание куклы в мордовском национальном костюме

- д/и «Человек – творец»

- слушание сказки «Семь сирот и Баба Яга»

- ответы на вопросы

- д/и «Составь предложение»

Ноябрь

1 неделя

«Земля – наш общий дом».

«Дети на планете»

 

- составление рассказа по  фотографиям людей разной расы

- упражнение «Расскажи что общего, а чем отличаются

- д/и «Подбери слова, близкие по смыслу»

- упражнение «Подбери длинные и короткие слова»

- д/и «Поймай слово со звуком»

- д/и «Скажи наоборот».

 

«Земля -  наша планета»

 

- слушание рассказа М. Зощенко «Великие путешественники»

- ответы на вопросы

- д/и «Что с собой возьмём в поход»

- д/и «Придумай слово со слогом»

 

2 неделя

«Земля - наш общий дом»

«Планета земля в опасности»

 

- беседа «Что опасно для планеты Земля?»

- д/и «Выбери правильный ответ»

- упражнение «Согласуем существительные с личными местоимениями»

- д/и «Образуем прилагательные»

- д/и «Скажи по - другому»

- составление рассказа с использованием  знаков «Что угрожает земле».

«Невидимые нити»

 

- слушание рассказа Ю. Коваль «Выстрел»

- ответы на вопросы

- д/и «Экологические цепи»

- д/и «Закончи предложение»

3 неделя

«Синичкин день»

«Синичкин день»

 

- беседа «Что такое «синичкин день»?

- упражнение «Какая птица лишняя»

- упражнение «Я начну, а вы закончите»

- упражнение «Чем отличаются птицы»

- составление загадок про птиц.

«Синичкин календарь»

 

- ответы на вопросы

- упражнение «Какая птица лишняя»

- упражнение «Я начну, а вы закончите»

- упражнение «Чем отличаются птицы»

- составление загадок про птиц

4 неделя

«Жизнь зверей осенью»

«Дикие животные наших лесов»

 

- придумывание сказки на тему: «Как ёжик зайца выручил».

- отгадывание загадок

- д/и «Чей хвост»

- д/и «Чей домик»

- д/и «С кем встретился медведь»

- д/и «Раздели слово на слоги».

«Как звери готовятся к зиме»

 

- рассматривание иллюстрации «Как звери к зиме готовятся»

- слушание рассказа Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

- ответы на вопросы

- заучивание скороговорок

- д/и «Составь слово из слогов»

Декабрь

1 неделя

«История создания вещей».

«Добро пожаловать на посиделки»

 

- беседа «Посидим рядком – поговорим ладком»

- слушание стихотворения «Есть на Руси такой обычай…»

- д/и «Найди предметы, которые могут быть сделаны на посиделках

- упражнение «Назови пословицы  о труде»

- составление рассказа по пословице «Сделал дело - гуляй смело».

«В гостях у сказки»

 

- слушание сказки «Семь Симеонов – семь работников»

- ответы на вопросы

- перессказ сказки

- заучивание пословиц о трудолюбии

- д/и «Кто назовёт пословицу о труде, о семье, о дружбе

2 неделя

«Зима не лето – в шубу одето».

«Какая бывает зима»

 

- рассказывание по картине «Вот так покатался»

- заучивание пословиц о зиме

- словесная игра «Зимние приметы»

- чтение стихов о зиме

- д/и «Какая бывает зима».

«В гостях у зимы»

 

- слушание стихотворения

- ответы на вопросы

- заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»

- составление рассказа по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка»

- д/и «Найди слова на определённый звук»

- отгадывание загадок о зимних явлениях

3 неделя

«Чудесный праздник Новый год». Традиции встречи Нового года у разных народов.

«Что такое Новый год».

 

- беседа «Когда приходит новый год?»

- придумывание рассказа «Как Миша варежку потерял»

- д/и « Закончи предложение»

- упражнение «Назови действие»

- рассматривание картины «Новогодний праздник»

- упражнение «Без чего не бывает Нового года».

«Новогодние сюрпризы»

 

- слушание сказки В. Даль «Старик – годовик»

- беседа

- д/и «Назови снежные слова»

- д/и «Придумай предложение из трёх слов»

- проговаривание чистоговорок

4 неделя

«Чудесный Новый год». Традиции встречи Нового года у разных народов.

 

 

 

«Где живёт Дед Мороз»

 

- ответы на вопросы

- составление рассказа из личного опыта «Подарок Деда Мороза»

- д/и «Скажи наоборот»

- д/и «Добавь слог»

- упражнение «Новогодний вопрос»

- проговаривание чистоговорок

 

 «Сказочный праздник»

 

- слушание русской народной  сказки «Снегурочка»

- ответы на вопросы

- пересказ сказки

- д/и «Украсим ёлочку игрушками с определённым звуком»

- рассказывание стихов о новогоднем празднике

Январь

2 неделя

«Пришла Коляда накануне Рождества».

«Зимние забавы»

 

- составление рассказа  из личного опыта «Как мы гуляли»

- заучивание колядок

- д/и «Третий лишний»

- упражнение «Составь слово из слогов»

- слушание небылиц.

«Рождественские святки»

 

- беседа

- слушание колядок

- заучивание колядки: « Коляда, подай пирога»

- д/и «Идём в гости»

- д/и «Чей след»

- упражнение «Что лишнее» (по количеству слогов)

3 неделя

«О красной девице и добром молодце или о том, как одевались на Руси».

« По одёжке встречают, по уму провожают»

 

- рассматривание куклы в русском народном костюме

- рассказывание по картине «Русская народная одежда»

- д/и «Из каких частей состоит одежда»

- отгадывание загадок об одежде

- заучивание пословиц.

«Русская народная одежда»

 

- ответы на вопросы

- отгадывание загадок об одежде

- д/и «Ателье»

- д/и «Скажи наоборот».

- д/и «Раздели слова на слоги»

 

4 неделя

«Жигулёвские горы. Заповедник Самарская Лука».

«Секреты Жигулёвских гор»

 

- рассматривание фотографий Жигулёвских гор

- составление рассказа на тему «Собираясь в дальний путь – взять с собою не забудь»

- д/и «Можно – нельзя»

- д/и «Что где растёт»

- упражнение «Кто подберёт больше слов».

«Самарская Лука»

 

- ответы на вопросы

- рассматривание портрета М. Ю. Лермонтова

- слушание стихотворения М Лермонтова «Горные вершины»

- ответы на вопросы

- д/и «Закончи предложение»

- д/и «Хорошо – плохо»

 

Февраль

1неделя

«Издалека долго, течёт река Волга».

«Волшебница - вода»

 

- рассматривание фотографии реки Волги

- составление рассказа по картине «Волга – кормилица»

- д/и «Водолазы»

- упражнение «Мы защитники природы»

- д/и «Раздели слова на слоги»

- словесная игра «За что я люблю Волгу».

 

«Волга -  матушка река»

 

- ответы на вопросы

- заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

- упражнение «Расскажи стихотворение тихо, громко»

- д/и «Составь предложение из трёх, четырёх слов»

- д/и «Какое произведение я прочитала?»

2 неделя

«День защитника Отечества»

«Воин – защитник»

 

1.Слушание рассказа Л, Кассиля «Сестра»

2.Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

3.Упражнение «Как понимаете пословицу»

4.Д/и «Угадай слово по первому и последнему звуку»

5.Упражнение «Составь предложение из заданных слов».

 

«Будем в армии служить»

 

- рассматривание портрета С. Михалкова

- слушание рассказа С. Михалкова «Наша армия родная»

- беседа

- д/и «Разведчики»

- д/и «Цепочка слов»

3 неделя

«День защитника Отечества»

«Военные профессии»

 

1.Д/и «Кто и где защищает нашу Родину»

2.Д/и «Кому что нужно?»

3.Отгадывание загадок

4.Составление рассказа по картине «Пограничники»

5. Упражнение «Найди слова с 2, 3 слогами».

«Наша армия сильна»

 

- ответы на вопросы

- слушание рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода»

- ответы на вопросы

- д/и «Подбери пословицу»

- д/и «Первый - последний звук»

4 неделя

«Сердце матери лучше солнца греет».

«Женские профессии»

 

1.Д/и «Расскажи о профессии мамы»

2. Отгадывание загадок о профессиях

3.Упражнение «Передай скороговорку товарищу».

4.Д/и «Опиши картинку»

5.Д/и «К кому пойти в гости»

 

«Мамы всякие важны»

 

- расматривание портрета Е. Благининой

- слушание стихотворения

- заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

- упражнение «Расскажи стихотворение громко, тихо»

- д/и «Раздели слова на слоги»

 

Март

1 неделя

«Сердце матери лучше солнца греет»

«При солнышке тепло, при матери добро»

 

- составление рассказа по картине «Подарки маме к 8 Марта»

- заучивание пословиц о маме

- д/и «Скажи ласково»

- упражнение «Найди звук в слове»

- слушание стихов о маме, бабушке.

 

 

 

«Мамины помощники»

 

- слушание нанайской народной сказки «Айога»

- беседа

- инсценирование диалогов сказки

- д/и «Магазин бытовой техники»

- проговаривание скороговорок

2 неделя

«Народное декоративно - прикладное творчество»

 «Народные умельцы»

 

- рассматривание изделий декоративно прикладного творчества

- отгадывание загадок о промыслах

- д/и «Какой, какая?»

- составление рассказов в игре «Магазин сувениров»

- д/и «Закончи предложение».

«В гостях у сказки»

 

- ответы на вопросы

- слушание русской народной сказки «Уточка»

- ответы на вопросы

- д/и «Угадай сказку по отрывку»

- д/и «Цепочка слов»

3 неделя

«Народное декоративно – прикладное творчество.

«Народные игрушки»

 

- придумывание сказки о дымковских игрушках

- д/и «Первый – последний звук»

- д/и «Рассели игрушки по домам»

- д/и «Опиши народную игрушку»

- заучивание скороговорок.

 

 

«В гостях у сказки»

 

- ответы на вопросы

- слушание русской народной сказки «ВасилисаПрекрасная»

- ответы на вопросы

- д/и «Дополни имя сказочного героя»

- упражнение «Придумай слово со слогом»

4 неделя

«Грач на горе- весна на дворе»

 

«В гости к нам весна идёт»

 

- составление рассказа по картине А. Саврасова            «Грачи прилетели»

- д/и «Подбери признаки, действия»

- д/и «Слова перепутались»

- упражнение «Объясни примету»

- д/и «Назови слово с определённым звуком».

 

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

 

- слушание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок»

- ответы на вопросы

- упражнение «Объясни примету»

- отгадывание загадок о весенних явлениях

Апрель

1 неделя

«Тематический День здоровья»

«Я здоровым быть хочу»

 

- составление рассказа с использованием иллюстраций «Что полезно для здоровья»

- отгадывание загадок о частях тела

- д/и «Продолжи предложение»

- д/и «Хорошо – плохо»

 

 

 

«Я здоровье берегу»

 

- слушание стихотворения И. Токмаковой «Мне грустно»

- ответы на вопросы

- д/и « Составь  слово из букв»

- д/и «Доскажи словечко»

- упражнение «Придумай небылицу»

2 неделя

«Космос. День космонавтики»

«Ракета летит к звёздам»

 

- беседа о космосе и космонавтах

- д/и «Назови родственные слова»

- д/и «Объяснялка» (луноход, ракета, самолёт)

- упражнение «Придумай слово со слогом»

- придумывание сказки «Ракета летит к звездам».

 

«Покорители космоса»

 

- ответы на вопросы

- слушание рассказа В. Бороздина «Первый в космосе»

- ответы на вопросы

- д/и «Что возьмём в полёт»

- д/и «Придумай предложение»

3неделя

«Природа вокруг нас».

«Природа – чудесница»

 

- беседа «Чудеса природы»

- д/и «Живая и неживая природа»

- д/и «Узнай, о чём я говорю»

- упражнение «Раздели слова на слоги»

- составление рассказа « Как я могу защитить природу» с использованием знаков «Правила поведения в природе»

 

«Природа – наше богатство»

 

- слушание стихотворения Я. Акима

- ответы на вопросы

- заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель»

- упражнение «Расскажи стихотворение тихо, громко

- д/и «Придумай загадку о лекарственных растениях»

- д/и «Закончи предложение»

4 неделя

Мониторинг

Мониторинг

Май

1 неделя

«Человек без Родины, что соловей без песни». День Победы.

«Защитники Отечества»

 

- составление рассказа по картине «Поздравляем ветерана»

- д/и «Подбери слово близкое по значению»

- д/и «Скажи наоборот»

- упражнение «Назови пословицы о смелости»

- чтение стихов о Дне Победы.

 

«Мы -  за мир»

 

- слушание стихотворения

- ответы на вопросы

- заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель»

- отгадывание загадок о военных профессиях

- д/и «Какой, какая, какое»

- д/и «Скажи наоборот»

2 неделя

«Человек без Родины, что соловей без песни». День Победы.

«Есть такая профессия -  Родину защищать»

 

- беседа «Человек без Родины, что соловей без песни»

- д/и «Чья форма»

- д/и «Военный транспорт»

- составление рассказа из личного опыта «Экскурсия к вечному огню»

- упражнение «Передай пословицу товарищу (тихо-громко)».

«Герои – ставропольчане»

 

- ответы на вопросы

- слушание рассказа С. Алексеева «Первый ночной таран»

- ответы на вопросы

- д/и «Закончи предложение»

-д/и «Раздели слова на слоги»

3 неделя

«До свидания, детский сад!»

«До свидания детский сад!»

 

- составление рассказа из опыта «Чем мне запомнился детский сад»

- отгадывание загадок об игрушках

- словесная игра «Первый – последний звук»

- д/и «Расставим игрушки по полкам»

- упражнение «Закончи предложение».

 

«Мне уже не до игрушек»

 

- слушание сказки А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы»

- ответы на вопросы

- д/и «Найди звук в слове»

- д/и «Разложи игрушки по полочкам»

4 неделя

«До свидания, детский сад!»

«Профессии в детском саду»

 

- беседа «Профессии в детском саду»

- д/и «Опиши профессию по картинке»

- д/и «Кому что нужно для работы»

- д/и «Слова перепутались»

- упражнение «Придумай слово по слогам».

«Литературная викторина»

 

- д/и «Угадай сказку по отрывку»

- д/и «Дополни имя»

- д/и «Кто лишний в сказке»

- игра «Кто больше назовёт пословиц о книге»

- упражнение «Расскажи быстро скороговорку»

- д/и «Угадай писателя, поэта»

 

Формы, средства, методы и приемы реализации образовательной области «Речевое развитие»

Принципы развития речи: взаимосвязь сенсорного, умственного  и речевого развития;  коммуникативно-деятельностный  подход к развитию речи;  развитие языкового чутья; формирование элементарного осознания явлений языка; взаимо­связь работы над различными сторонами речи; обогащение мотивации речевой деятельности;  обеспечение активной языковой практики.

Средства: общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи; художественная литература; театр и изобразительное искусство.

Методы и приемы развития речи.

Наглядные: непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, осмотр помещения) и рассматривание (предметов, игрушек, предметных и сюжетных картин, иллюстраций, произведений изобразительного искусства).

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; речевой образец; повторное проговаривание; обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; объяснение; указание; оценка детской речи.

Практические: дидактические словесные игры и упражнения; инсценирование и драматизация отрывков из сказок и рассказов; прием наглядного  моделирования; сочинение и отгадывание загадок; творческие задания;  сочинение рассказа по логически стройной цепочке слов; зарисовка схем стихотворения, рассказа, сказки; придумывание таблиц речевого высказывания; пластические этюды, хороводные игры.

Формы, средства, методы и приемы реализации образовательной области «Речевое развитие» при решении задачи: приобщение к художественной литературе.

Средства: оформление книжного уголка в группе, библиотека детской художественной и познавательной литературы, выставки книг писателей, выставки картин известных художников-иллюстраторов детских книг.

Методы и приемы: чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;  чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий; беседы с использованием иллюстраций к художественным произведениям; викторины по прочитанным произведениям; творческие задания, словесные дидактические игры; рисование по темам прочитанных произведений; драматизация литературных произведений.

Технологии и методические пособия по образовательной области «Речевое развитие»

В.В. Гербова. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.  

Н.С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Пособия для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез. 2009

А.Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

А.Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова. Истоки диалога. 5-7 лет. Книга для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

А.Г. Арушанова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова. Игровые диалоги. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ю.Г. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки.  – М.: Просвещение, 1985.

А.И. Максаков. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. – М. Мозаика-Синтез, 2006.

О.Ю. Безгина. Речевой этикет старших дошкольников. Пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез. 2005.

По ознакомлению с художественной литературой:

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет. Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. – М.: Мозаика-Синтез. 2005.

 

Наглядный, демонстрационный материал по образовательной области «Речевое развитие»

С.А. Васильева. Тематический словарь в картинках. – М.: Школьная пресса, 2003.

Воспитываем сказкой. Демонстрационный материал. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Серия «Грамматика в картинках»: Антонимы. Множественное число. Многозначные слова. Словообразование.

 

Картина дня

наверх