Содержание образовательной деятельности «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе
Дата. Тема | Тема. Детская деятельность по развитию речи | Тема. Детская деятельность по ознакомлению с художественной литературой |
Сентябрь 1 неделя «День знаний» | «Дети идут в школу»
- рассматривание картины «Дети идут в школу» - рассказывание по картине - упражнение «Назовите имена мальчиков и девочек, в которых есть звук «с», «ш» - упражнение «Школьные правила»
| «Мы кому букет подарим?»
- рассматривание иллюстраций на тему «Школа» - упражнение «Объясни смысл поговорки» - упражнение «Подбери родственные слова к слову «учитель» - отгадывание загадок -слушание стихотворения И. Токмаковой «Мы кому букет подарим»
|
2 неделя «Правила безопасности дома и на улице» | «Поведение детей в опасных ситуациях»
- игровая ситуация «Подарок от Незнайки» - упражнение «Разбери предметы (опасные и безопасные). - упражнение «Расскажи о своих предметах». - рассматривание опасных ситуаций: «Пожар», «Один дома», «Как перейти дорогу».
| «Неизвестный герой»
- отгадывание загадки - слушание стихотворения С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» - беседа - д/и «Раздели слова на слоги» |
3 неделя «Восенушка- осень — сноп последний косим» | «Как я ходил в булочную»
- составление рассказа из опыта «Как я ходил в булочную» - слушание сказки А. Ремизова «Хлебный голос» - д/и «Подбери слово к вопросу» - упражнение «Сколько слов в предложении» - проговаривание чистоговорок.
| «В гостях у украинской народной сказки»
- слушание украинской народной сказки «Лёгкий хлеб» - ответы на вопросы - д/и «Скажи по - другому» - упражнение «Скажи наоборот» - заучивание примет об осени |
4 неделя | Мониторинг
| Мониторинг |
Октябрь 1 неделя «Есть на Волге город».
| «Милый сердцу дом»
- д/и «Придумай загадку о достопримечательностях города - д/и «За что я люблю Тольятти» - д/и «Цепочка слов» - д\и «Подбери слово противоположное по смыслу» - упражнение «Как я понимаю пословицу о родном крае». | «Песня о Тольятти»
- рассматривание иллюстраций с видами города - составление рассказа по иллюстрациям: «Что расскажем гостям Тольятти» - слушание стихотворения «Песня о Тольятти» В. Мосина - ответы на вопросы - д/и «Красивые слова – тебе любимый город» |
2 неделя «Октябрь – грязник» | «Осень золотая, как тебя люблю»
- слушание рассказа К. Ушинского «Четыре желания» - перессказ рассказа - составление рассказа «Какое время года я люблю» - упражнение «Подбери слова сравнения» - д/и «Скажи по - другому».
| «В гостях у Осени»
- рассматривание иллюстраций «Золотая осень» - слушание стихотворения Е. Трутневой «Осень» - ответы на вопросы. - заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» - д/и « Подбери сравнения к слову «листья» |
3неделя «Моя страна – Россия»
| «Самая большая, самая богатая»
- беседа о Родине - д/и «Карта нам рассказала» - упражнение «Что дают леса» - упражнение «Что добывают в горах» - упражнение «Какая растительность в пустыне» - слушание отрывка «Самая большая, самая богатая» С. Баруздин.
| «Литературная гостиная»
- слушание отрывка из былины «Садко» - ответы на вопросы - проговаривание чистоговорок - упражнение «Раздели слова на слоги» |
4 неделя Моя страна – Россия» | «Богатыри Руси»
- слушание отрывков из былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче - рассматривание картины «Богатыри» - составление рассказа по картине Васнецова «Богатыри» - слушание стихотворения Т. Курбатовой «Три защитника, три брата».
| «В гостях у мордовской народной сказки»
- рассматривание куклы в мордовском национальном костюме - д/и «Человек – творец» - слушание сказки «Семь сирот и Баба Яга» - ответы на вопросы - д/и «Составь предложение» |
Ноябрь 1 неделя «Земля – наш общий дом». | «Дети на планете»
- составление рассказа по фотографиям людей разной расы - упражнение «Расскажи что общего, а чем отличаются - д/и «Подбери слова, близкие по смыслу» - упражнение «Подбери длинные и короткие слова» - д/и «Поймай слово со звуком» - д/и «Скажи наоборот».
| «Земля - наша планета»
- слушание рассказа М. Зощенко «Великие путешественники» - ответы на вопросы - д/и «Что с собой возьмём в поход» - д/и «Придумай слово со слогом»
|
2 неделя «Земля - наш общий дом» | «Планета земля в опасности»
- беседа «Что опасно для планеты Земля?» - д/и «Выбери правильный ответ» - упражнение «Согласуем существительные с личными местоимениями» - д/и «Образуем прилагательные» - д/и «Скажи по - другому» - составление рассказа с использованием знаков «Что угрожает земле». | «Невидимые нити»
- слушание рассказа Ю. Коваль «Выстрел» - ответы на вопросы - д/и «Экологические цепи» - д/и «Закончи предложение» |
3 неделя «Синичкин день» | «Синичкин день»
- беседа «Что такое «синичкин день»? - упражнение «Какая птица лишняя» - упражнение «Я начну, а вы закончите» - упражнение «Чем отличаются птицы» - составление загадок про птиц. | «Синичкин календарь»
- ответы на вопросы - упражнение «Какая птица лишняя» - упражнение «Я начну, а вы закончите» - упражнение «Чем отличаются птицы» - составление загадок про птиц |
4 неделя «Жизнь зверей осенью» | «Дикие животные наших лесов»
- придумывание сказки на тему: «Как ёжик зайца выручил». - отгадывание загадок - д/и «Чей хвост» - д/и «Чей домик» - д/и «С кем встретился медведь» - д/и «Раздели слово на слоги». | «Как звери готовятся к зиме»
- рассматривание иллюстрации «Как звери к зиме готовятся» - слушание рассказа Г. Скребицкий «Всяк по-своему» - ответы на вопросы - заучивание скороговорок - д/и «Составь слово из слогов» |
Декабрь 1 неделя «История создания вещей». | «Добро пожаловать на посиделки»
- беседа «Посидим рядком – поговорим ладком» - слушание стихотворения «Есть на Руси такой обычай…» - д/и «Найди предметы, которые могут быть сделаны на посиделках - упражнение «Назови пословицы о труде» - составление рассказа по пословице «Сделал дело - гуляй смело». | «В гостях у сказки»
- слушание сказки «Семь Симеонов – семь работников» - ответы на вопросы - перессказ сказки - заучивание пословиц о трудолюбии - д/и «Кто назовёт пословицу о труде, о семье, о дружбе |
2 неделя «Зима не лето – в шубу одето». | «Какая бывает зима»
- рассказывание по картине «Вот так покатался» - заучивание пословиц о зиме - словесная игра «Зимние приметы» - чтение стихов о зиме - д/и «Какая бывает зима». | «В гостях у зимы»
- слушание стихотворения - ответы на вопросы - заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» - составление рассказа по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» - д/и «Найди слова на определённый звук» - отгадывание загадок о зимних явлениях |
3 неделя «Чудесный праздник Новый год». Традиции встречи Нового года у разных народов. | «Что такое Новый год».
- беседа «Когда приходит новый год?» - придумывание рассказа «Как Миша варежку потерял» - д/и « Закончи предложение» - упражнение «Назови действие» - рассматривание картины «Новогодний праздник» - упражнение «Без чего не бывает Нового года». | «Новогодние сюрпризы»
- слушание сказки В. Даль «Старик – годовик» - беседа - д/и «Назови снежные слова» - д/и «Придумай предложение из трёх слов» - проговаривание чистоговорок |
4 неделя «Чудесный Новый год». Традиции встречи Нового года у разных народов.
| «Где живёт Дед Мороз»
- ответы на вопросы - составление рассказа из личного опыта «Подарок Деда Мороза» - д/и «Скажи наоборот» - д/и «Добавь слог» - упражнение «Новогодний вопрос» - проговаривание чистоговорок
| «Сказочный праздник»
- слушание русской народной сказки «Снегурочка» - ответы на вопросы - пересказ сказки - д/и «Украсим ёлочку игрушками с определённым звуком» - рассказывание стихов о новогоднем празднике |
Январь 2 неделя «Пришла Коляда накануне Рождества». | «Зимние забавы»
- составление рассказа из личного опыта «Как мы гуляли» - заучивание колядок - д/и «Третий лишний» - упражнение «Составь слово из слогов» - слушание небылиц. | «Рождественские святки»
- беседа - слушание колядок - заучивание колядки: « Коляда, подай пирога» - д/и «Идём в гости» - д/и «Чей след» - упражнение «Что лишнее» (по количеству слогов) |
3 неделя «О красной девице и добром молодце или о том, как одевались на Руси». | « По одёжке встречают, по уму провожают»
- рассматривание куклы в русском народном костюме - рассказывание по картине «Русская народная одежда» - д/и «Из каких частей состоит одежда» - отгадывание загадок об одежде - заучивание пословиц. | «Русская народная одежда»
- ответы на вопросы - отгадывание загадок об одежде - д/и «Ателье» - д/и «Скажи наоборот». - д/и «Раздели слова на слоги»
|
4 неделя «Жигулёвские горы. Заповедник Самарская Лука». | «Секреты Жигулёвских гор»
- рассматривание фотографий Жигулёвских гор - составление рассказа на тему «Собираясь в дальний путь – взять с собою не забудь» - д/и «Можно – нельзя» - д/и «Что где растёт» - упражнение «Кто подберёт больше слов». | «Самарская Лука»
- ответы на вопросы - рассматривание портрета М. Ю. Лермонтова - слушание стихотворения М Лермонтова «Горные вершины» - ответы на вопросы - д/и «Закончи предложение» - д/и «Хорошо – плохо»
|
Февраль 1неделя «Издалека долго, течёт река Волга». | «Волшебница - вода»
- рассматривание фотографии реки Волги - составление рассказа по картине «Волга – кормилица» - д/и «Водолазы» - упражнение «Мы защитники природы» - д/и «Раздели слова на слоги» - словесная игра «За что я люблю Волгу».
| «Волга - матушка река»
- ответы на вопросы - заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» - упражнение «Расскажи стихотворение тихо, громко» - д/и «Составь предложение из трёх, четырёх слов» - д/и «Какое произведение я прочитала?» |
2 неделя «День защитника Отечества» | «Воин – защитник»
1.Слушание рассказа Л, Кассиля «Сестра» 2.Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» 3.Упражнение «Как понимаете пословицу» 4.Д/и «Угадай слово по первому и последнему звуку» 5.Упражнение «Составь предложение из заданных слов».
| «Будем в армии служить»
- рассматривание портрета С. Михалкова - слушание рассказа С. Михалкова «Наша армия родная» - беседа - д/и «Разведчики» - д/и «Цепочка слов» |
3 неделя «День защитника Отечества» | «Военные профессии»
1.Д/и «Кто и где защищает нашу Родину» 2.Д/и «Кому что нужно?» 3.Отгадывание загадок 4.Составление рассказа по картине «Пограничники» 5. Упражнение «Найди слова с 2, 3 слогами». | «Наша армия сильна»
- ответы на вопросы - слушание рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода» - ответы на вопросы - д/и «Подбери пословицу» - д/и «Первый - последний звук» |
4 неделя «Сердце матери лучше солнца греет». | «Женские профессии»
1.Д/и «Расскажи о профессии мамы» 2. Отгадывание загадок о профессиях 3.Упражнение «Передай скороговорку товарищу». 4.Д/и «Опиши картинку» 5.Д/и «К кому пойти в гости»
| «Мамы всякие важны»
- расматривание портрета Е. Благининой - слушание стихотворения - заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» - упражнение «Расскажи стихотворение громко, тихо» - д/и «Раздели слова на слоги»
|
Март 1 неделя «Сердце матери лучше солнца греет» | «При солнышке тепло, при матери добро»
- составление рассказа по картине «Подарки маме к 8 Марта» - заучивание пословиц о маме - д/и «Скажи ласково» - упражнение «Найди звук в слове» - слушание стихов о маме, бабушке.
| «Мамины помощники»
- слушание нанайской народной сказки «Айога» - беседа - инсценирование диалогов сказки - д/и «Магазин бытовой техники» - проговаривание скороговорок |
2 неделя «Народное декоративно - прикладное творчество» | «Народные умельцы»
- рассматривание изделий декоративно прикладного творчества - отгадывание загадок о промыслах - д/и «Какой, какая?» - составление рассказов в игре «Магазин сувениров» - д/и «Закончи предложение». | «В гостях у сказки»
- ответы на вопросы - слушание русской народной сказки «Уточка» - ответы на вопросы - д/и «Угадай сказку по отрывку» - д/и «Цепочка слов» |
3 неделя «Народное декоративно – прикладное творчество. | «Народные игрушки»
- придумывание сказки о дымковских игрушках - д/и «Первый – последний звук» - д/и «Рассели игрушки по домам» - д/и «Опиши народную игрушку» - заучивание скороговорок.
| «В гостях у сказки»
- ответы на вопросы - слушание русской народной сказки «ВасилисаПрекрасная» - ответы на вопросы - д/и «Дополни имя сказочного героя» - упражнение «Придумай слово со слогом» |
4 неделя «Грач на горе- весна на дворе»
| «В гости к нам весна идёт»
- составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» - д/и «Подбери признаки, действия» - д/и «Слова перепутались» - упражнение «Объясни примету» - д/и «Назови слово с определённым звуком».
| «К нам весна шагает быстрыми шагами»
- слушание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок» - ответы на вопросы - упражнение «Объясни примету» - отгадывание загадок о весенних явлениях |
Апрель 1 неделя «Тематический День здоровья» | «Я здоровым быть хочу»
- составление рассказа с использованием иллюстраций «Что полезно для здоровья» - отгадывание загадок о частях тела - д/и «Продолжи предложение» - д/и «Хорошо – плохо»
| «Я здоровье берегу»
- слушание стихотворения И. Токмаковой «Мне грустно» - ответы на вопросы - д/и « Составь слово из букв» - д/и «Доскажи словечко» - упражнение «Придумай небылицу» |
2 неделя «Космос. День космонавтики» | «Ракета летит к звёздам»
- беседа о космосе и космонавтах - д/и «Назови родственные слова» - д/и «Объяснялка» (луноход, ракета, самолёт) - упражнение «Придумай слово со слогом» - придумывание сказки «Ракета летит к звездам».
| «Покорители космоса»
- ответы на вопросы - слушание рассказа В. Бороздина «Первый в космосе» - ответы на вопросы - д/и «Что возьмём в полёт» - д/и «Придумай предложение» |
3неделя «Природа вокруг нас». | «Природа – чудесница»
- беседа «Чудеса природы» - д/и «Живая и неживая природа» - д/и «Узнай, о чём я говорю» - упражнение «Раздели слова на слоги» - составление рассказа « Как я могу защитить природу» с использованием знаков «Правила поведения в природе»
| «Природа – наше богатство»
- слушание стихотворения Я. Акима - ответы на вопросы - заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель» - упражнение «Расскажи стихотворение тихо, громко - д/и «Придумай загадку о лекарственных растениях» - д/и «Закончи предложение» |
4 неделя | Мониторинг | Мониторинг |
Май 1 неделя «Человек без Родины, что соловей без песни». День Победы. | «Защитники Отечества»
- составление рассказа по картине «Поздравляем ветерана» - д/и «Подбери слово близкое по значению» - д/и «Скажи наоборот» - упражнение «Назови пословицы о смелости» - чтение стихов о Дне Победы.
| «Мы - за мир»
- слушание стихотворения - ответы на вопросы - заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» - отгадывание загадок о военных профессиях - д/и «Какой, какая, какое» - д/и «Скажи наоборот» |
2 неделя «Человек без Родины, что соловей без песни». День Победы. | «Есть такая профессия - Родину защищать»
- беседа «Человек без Родины, что соловей без песни» - д/и «Чья форма» - д/и «Военный транспорт» - составление рассказа из личного опыта «Экскурсия к вечному огню» - упражнение «Передай пословицу товарищу (тихо-громко)». | «Герои – ставропольчане»
- ответы на вопросы - слушание рассказа С. Алексеева «Первый ночной таран» - ответы на вопросы - д/и «Закончи предложение» -д/и «Раздели слова на слоги» |
3 неделя «До свидания, детский сад!» | «До свидания детский сад!»
- составление рассказа из опыта «Чем мне запомнился детский сад» - отгадывание загадок об игрушках - словесная игра «Первый – последний звук» - д/и «Расставим игрушки по полкам» - упражнение «Закончи предложение».
| «Мне уже не до игрушек»
- слушание сказки А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» - ответы на вопросы - д/и «Найди звук в слове» - д/и «Разложи игрушки по полочкам» |
4 неделя «До свидания, детский сад!» | «Профессии в детском саду»
- беседа «Профессии в детском саду» - д/и «Опиши профессию по картинке» - д/и «Кому что нужно для работы» - д/и «Слова перепутались» - упражнение «Придумай слово по слогам». | «Литературная викторина»
- д/и «Угадай сказку по отрывку» - д/и «Дополни имя» - д/и «Кто лишний в сказке» - игра «Кто больше назовёт пословиц о книге» - упражнение «Расскажи быстро скороговорку» - д/и «Угадай писателя, поэта» |
Формы, средства, методы и приемы реализации образовательной области «Речевое развитие»
Принципы развития речи: взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития; коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; развитие языкового чутья; формирование элементарного осознания явлений языка; взаимосвязь работы над различными сторонами речи; обогащение мотивации речевой деятельности; обеспечение активной языковой практики.
Средства: общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи; художественная литература; театр и изобразительное искусство.
Методы и приемы развития речи.
Наглядные: непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, осмотр помещения) и рассматривание (предметов, игрушек, предметных и сюжетных картин, иллюстраций, произведений изобразительного искусства).
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; речевой образец; повторное проговаривание; обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; объяснение; указание; оценка детской речи.
Практические: дидактические словесные игры и упражнения; инсценирование и драматизация отрывков из сказок и рассказов; прием наглядного моделирования; сочинение и отгадывание загадок; творческие задания; сочинение рассказа по логически стройной цепочке слов; зарисовка схем стихотворения, рассказа, сказки; придумывание таблиц речевого высказывания; пластические этюды, хороводные игры.
Формы, средства, методы и приемы реализации образовательной области «Речевое развитие» при решении задачи: приобщение к художественной литературе.
Средства: оформление книжного уголка в группе, библиотека детской художественной и познавательной литературы, выставки книг писателей, выставки картин известных художников-иллюстраторов детских книг.
Методы и приемы: чтение и обсуждение программных произведений разных жанров; чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий; беседы с использованием иллюстраций к художественным произведениям; викторины по прочитанным произведениям; творческие задания, словесные дидактические игры; рисование по темам прочитанных произведений; драматизация литературных произведений.
Технологии и методические пособия по образовательной области «Речевое развитие»
В.В. Гербова. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Н.С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Пособия для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез. 2009
А.Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
А.Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова. Истоки диалога. 5-7 лет. Книга для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
А.Г. Арушанова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова. Игровые диалоги. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Ю.Г. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
А.И. Максаков. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. – М. Мозаика-Синтез, 2006.
О.Ю. Безгина. Речевой этикет старших дошкольников. Пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез. 2005.
По ознакомлению с художественной литературой:
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет. Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. – М.: Мозаика-Синтез. 2005.
Наглядный, демонстрационный материал по образовательной области «Речевое развитие»
С.А. Васильева. Тематический словарь в картинках. – М.: Школьная пресса, 2003.
Воспитываем сказкой. Демонстрационный материал. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Серия «Грамматика в картинках»: Антонимы. Множественное число. Многозначные слова. Словообразование.
Свежие комментарии