На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 204 подписчика

Популярные статьи

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

Поварята: развивающие игры на кухне

Екатерина Чинарова    

 

Поварята: развивающие игры на кухне

Среди сотен развивающих занятий и игр приготовление пищи с детьми по своему образовательному потенциалу стоит особняком. Приготовление - пищи процесс своего рода сакральный: из набора ингредиентов получается вкусное блюдо. 
 
Большинство теплых воспоминаний о детстве,  так или иначе, связано с едой: вспомните из «Денискиных рассказов» монолог «Что я люблю?» или «Все тайное становится явным». Приготовление еды способствует физическому, сенсорному, креативному, социальному и когнитивному развитию детей. А также учит терпению, ответственности, работе в команде, учит заботиться о своем здоровье и правильно питаться, укрепляет самооценку. 
 
Готовка – это всегда общение, в ходе которого взрослый (по Выготскому) передает ребенку знания и навыки о мире, «культурный» код. И, надо сказать, что  этот процесс передачи информации, в отличие от домашних заданий и работы над ошибками, ароматный и вкусный.
 

Зачем?

 
Кулинарные опыты развивают детей социально, физически, культурно и интеллектуально.  Так, приготовление пищи позитивно влияет на физическое развитие. Готовя со взрослыми, дети учатся мешать, резать, выжимать, чистить, взбивать, месить, давить. 
 
Самые юные поварята могут макать овощные палочки или крекеры в соус, отрывать кусочки бананов и других мягких фруктов. Дети 3-5 лет могут очень многое, и их способности часто недооценивают. Так, за два месяца интенсивной ежедневной готовки каждый хотя бы раз разрезал яблоко и банан на кусочки, слепил из теста пирожок, выжал сок из апельсина и лимона, размешал коктейль миксером и приготовил собственное имбирное печенье. 
 
Вместе мы в конце второго месяца успешно пекли оладушки на настоящей большой сковороде и делали шоколадные конфеты. Переливание и пересыпание, манипуляции с мерными кружками и ложками развивают координацию и мелкую моторику. Кроме того, приготовление пищи – уникальный опыт, который задействует пять чувств.
 
Готовка способствует языковому развитию. Юные поварята активно расширяют словарный запас: узнают специфические термины, связанные с кулинарией, название блюд, кухонной утвари и методов готовки. Так как готовят обычно вместе со взрослым или другими детьми, ребенок развивается социально. 
 
Уже трехлетние малыши учатся терпению (ждут, когда застынет желе, заморозится мороженное, подойдет тесто), умению делиться и общаться в «команде». Любой рецепт – это научный тренажер для ребенка, на котором он отрабатывает концепции «больше», «меньше», холодно, горячо. 
 
Пицца или разрезанное яблоко – это приглашение поговорить о дробях,  замороженный сок – о состояниях воды. Дети развиваются когнитивно, когда учатся отменять стакан воды и узнают, что в нем 250 мл. Стоит ли говорить, что приготовление вкусных блюд – это творческий процесс, приглашающий в путешествие по странам и континентам, традициям. 
 
Когда дети готовят, они автоматически изучают цвета, текстуру и прочую полезную информацию. Еда, которую приготовил самостоятельно, вкуснее и аппетитнее! 
 

Приятного аппетита!

 
В кулинарных книгах и на кулинарных ресурсах можно найти немало рецептов для готовки с детьми. Дети могут помогать готовить даже, когда рецепт сложный и многоступенчатый: мама же когда-то просила вас взбить белки или натереть сыр. 
 
Так как мне приходится работать с группой детей от 2 до 5 лет, рецепты я подбирала специально, чтобы малыши учились делиться, работать по очереди и есть то, что приготовили.  Начинали мы с самых простых вещей: теста для лепки, апельсинового сока. Постепенно наше меню расширялось. Мы готовили пиццу, имбирное печенье, делали замороженный сок и булочки с сыром. 
 

Тесто

 
77291735.jpg
 
Дети обожают размешивать ингредиенты, месить тесто руками и пробовать его на вкус. Начните с соленого теста для лепки.
 
1 ст. муки
½ стакана воды
2 столовые ложки масла
½ стакана соли 
Размешивая муку и соль, добавьте масло, а затем теплую воду. С готовым тестом можно играть. Если хранить его в контейнере с крышкой в холодильнике, то тесто продержится от трех недель до двух месяцев. 
 
Следующий шаг – дрожжевое тесто, которое станет основой для пиццы. 
3 ст. муки
1 ст. теплой воды
1 ч.л. соли
1 ч.л. сахара
Пакетик сухих дрожжей
 
 
На рабочую поверхность высыпаем муку, делаем в горке углубление в виде колодца, куда вливаем дрожжи, растворенные в теплой воде. После начинаем размешивать,  добавляя остальные ингредиенты. Оставляем тесто в миске подходить, а ребенка назначаем дежурным по тесту. Через час в тесто добавляем еще муки. Тесто должно быть пластичным. Теперь ребенок может рассказывать тесто, смазывать его маслом и добавлять помидоры, лук и сыр.  

Морковный салат

 
142257895.jpg
 
Морковка, сахар или мед, оливковое масло, изюм. Натирать овощи и фрукты так, чтобы не порезаться, - основная цель этого обучающего блюда. Я обычно показываю, как пользоваться теркой, а затем делаю вместе с детьми. Пятилетним полностью доверяю натирать яблоки и морковь. 
 
Хотя терка – острый режущий предмет, можно найти такую, которая не очень опасна. В тертую морковь добавляет немного изюма, меда и оливкового масла по вкусу. 
 
 

Апельсиновый сок

 
dv1356041.jpg
 
Вкусный и полезный напиток для завтрака можно делать вместе с детьми хоть каждый день. Для этого вам понадобится простая ручная соковыжималка и много много терпения. Когда ручная освоена, можно пробовать электрическую. 
 
Лимонад
 
Технология та же, только в свежевыжатый сок добавляем лед, газированную воду и сахар. 
 
 

Розовое молоко

 
153829967.jpg
 
Нарезаем гость клубники столовым ножом, в блендер наливаем стакан молока, смешиваем. Розовое молоко готово! Поэкпериментируете с ребенком, какого цвета будет молоко с бананом, а с черникой? 
 
 

Трубочки с сыром

 
89155944.jpg
 
Готовое слоеное тесто, сыр. Размораживаем лист слоеного теста, посыпаем натертым сыром (пользоваться теркой мы уже научились), заворачиваем тесто трубочку. Нарезаем столовым ножом на маленькие булочки. В духовку на двадцать минут. 
 
 

Замороженный сок

 
icypoles.jpg
 
Пластиковые стаканчики, деревянные палочки эскимо, яблочный или апельсиновый сок, замороженные или свежие ягоды. В стакан кладем деревянные палочки, добавляем ягод и сока и отправляем все это в морозилку на ночь. 
 
 
 

 

Масло

 
154231884.jpg
 
Возьмите чистый стеклянный шарик марблс, банку с крышкой и сливки. Налейте четверть чашки жирных сливок в банку, положите шарик марблс, закройте крышку и начните взбалтывать до тех пор, пока жидкость не загустеет и молоко не начнет отделяться. Слейте молоко, а в масло добавьте соли.
 

 

Прямо с грядки

 
92168538.jpg
 
Маленькие кулинары, готовя, узнают о происхождении пищи. Как пицца попадает на прилавки магазинов, из чего делают лимонад, томатный соус, как пекут печенье и где растут лимоны. Для многих детей появление хлеба из муки, масла, воды и соли – настоящее открытие. 
 
Приготовление пищи, на мой взгляд, прекрасно совмещается с другими развивающими занятиями для детей, например, садоводством. Пока мы учились с детьми готовить в нашем детском саду, на грядке рос сельдерей, петрушка, перец и клубника, а в специальной темной комнате - шампиньоны. Из нашего «органического» урожая мы приготовили много вкусных вещей. 
 
Овощные обрезки «доедали» земляные червяки в компостной ферме. Эта жидкость – продукт работы червячков – шла на полив наших грядок. В общем, круг замыкался, вместе мы учились так называемому экологическому образу жизни (sustainable living). 

 

Главные по тарелочкам

 
200283540-001.jpg
 
Так как приготовление пищи – процесс многоступенчатый, то и вовлекать детей стоит от начала (чтения рецепта) до конца (уборки). Каждый день нашего кулинарного путешествия в детском саду начинался с обсуждения того, что мы будем готовить и чтения книжки на эту тему. 
 
Если имбирное печенье, то мы читали английский аналог «Колобка», если сок, то книжку про цитрусовые. Затем на большой доске фломастером я записывала рецепт. Мы мыли руки, овощи и фрукты, протирали стол. Следовали рецепту и готовили, а затем каждый получал по тряпке и мы снова протирали стол.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх