Консультация для родителей: «Гиперактивный ребёнок»
В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином «гиперактивность«. Им приходится слышать это слово от воспитателей в детском саду, детских неврологов, учителей, психологов и даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребенка.
Очень часто подобный «ярлык» вешается без разбора на любого, просто активного, ребенка. Давайте же вместе разберемся, что конкретно подразумевается под этим «диагнозом» – гиперактивность.Большинство специалистов-психологов выделяют следующие признаки гиперактивность:
1. Ребенок находится в постоянном движении, ему крайне сложно себя контролировать, то есть даже если малыш устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
2. Для такого малыша характерны резкие смены настроения. Часто бросается на пол, у него так называемая «сухая» истерика – только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот момент практически невозможно.
3. Ребенок быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них, часто убегает или отвлекается.
4. Часто не реагирует на обращение взрослого, хотя и слышит его.
5. Ребенку сложно доводить до конца начатое им дело, даже если оно ему интересно.
6. Ребенка невозможно вовремя уложить спать, а если малыш все-таки заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с криком просыпаясь посреди сна.
7. У гиперактивных детей часто имеются кишечные расстройства (запоры или диарея)
. Не редки всевозможные аллергии.
8. Основная жалоба родителей таких детей – это то, что ребенок — неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка)
ведет себя одинаково активно.
9. Гиперактивный ребенок часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается,причем пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие опасные предметы.
10. Для гиперактивногоребенка характерны следующие общие черты: невнимательность, сверхактивность (вербальная, двигательная, умственная)
и импульсивность.
Если в возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными органическими заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как правило, испытывают много трудностей.
Одни пытаются жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов.
Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стараются не обращать внимания на его поведение и предоставляют ему полную свободу действий, тем самым лишая ребенка необходимой поддержки.
Третьи, слыша в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка)
.
Однако во всех вышеперечисленных случаях родители неспособны выработать последовательную оптимальную линию поведения в отношениях с ребенком, поэтому их действия мало, эффективны.
Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:
1. Недостаток эмоционального внимания, подменяемого физиологическим уходом.
2. Недостаток твердости и контроля воспитания.
3. Неумение воспитать навыки управления гневом, так как чаще всего сами не обладают этим навыком.
Что же делать?
1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с таким ребенком учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона.
2. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединиться к настроению взрослого.
3. Родительские эмоции захлестнут его и станут препятствием для эффективных действий.
4. Соблюдение дома четкого распорядка дня – еще одно из важнейших условий продуктивного взаимодействия с гиперактивным ребенком.
5. И прием пищи, и прогулки, и выполнения домашних заданий необходимо осуществлять в одно и тоже привычное для ребенка время.
6. Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).
7. По-возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере, и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих эмоциональному возбуждению.
Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности.
Неоценимую помощь гиперактивному ребенку оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, очень полезен массаж. Они помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также контролировать двигательную активность.
Хорошо зарекомендовал себя при коррекции гиперактивности метод песочной терапии (sandplay).
Ну и самое главное — гиперактивным детям особенно необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.
Ребенку жизненно важно знать и чувствовать, что мама и папа любят его таким, какой он есть, независимо от его поведения и поступков.
Любят, просто потому, что Он есть в их жизни.
По — чаще говорите об этом своим детям!
Уважаемые мамы, вы должны понять, что улучшение состояния вашего ребёнка зависит не только от назначаемого специального лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
При воспитании гиперактивного ребёнка мама и другие близкие,должны избегать двух крайностей:
• с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
• с другой – постановки завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Родителям нужно помнить, что частое изменение указаний и колебания вашего настроения оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.
Уважаемые родители, так же важно знать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются исправлению, но процесс улучшения состояний ребёнка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Поэтому от Вас потребуются большие усилия и огромное терпение.
Посвятите время оценке ваших отношений. Если вы привыкли раздражаться и сердиться каждый раз, когда ваш ребёнок плохо себя ведёт, или если вы всё чаще кричите и наказываете его, но безрезультатно, попытайтесь сначала постепенно восстановить отношения. Несколько раз в день обратите внимание на то, что ребёнок делает хорошо. Если необходимо, создайте для вашего ребёнка такую ситуацию, чтобы он повёл себя хорошо, и похвалите его.
По мере того, как будет меняться ваше отношение к ребёнку, вы заметите, как меняется отношение к вам вашего малыша. Ребёнок, у которого когда — то не было ни одной причины понравиться родителю, теперь будет пытаться найти способ заслужить вашу похвалу.
Шпаргалка для родителей, или правила воспитания гиперактивных детей
Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребёнку взрослых людей.
• Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребёнка. Хвалите его в каждом случае, когда он того заслужил, подчёркивайте успехи, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребёнка.
• Избегайте категоричных слов и выражений, жёстких оценок, упрёков, угроз, которые могут вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет»
,
«нельзя»
,
«прекрати»
, а лучше попробуйте переключить внимание малыша и если удастся, сделайте это, легко, с юмором.
• Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом, не унижайте ребёнка.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановке в семье.
• Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную территорию)
. В оформлении желательно избегать ярких цветов. На столе и в ближайшем окружении
ребёнка не должно быть отвлекающих предметов.
• Старайтесь поддерживать дома чёткий распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
• Определите для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением контролем, но не слишком жёстко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
• Избегайте по возможности скопления людей. Пребывания в крупных магазинах, на рынках и т. д.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребёнка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребёнка почувствовать
друг друга, сблизится эмоционально.
И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность игра, поскольку она близка и понятна ребёнку.
• Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
• Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе.
• Постоянно учитывайте недостатки поведения ребёнка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Предлагаем вам несколько вариантов игр в домашних условиях с гиперактивным ребенком,с целью эмоционального сближения друг с другом: «Будь внимателен»
Ребёнок выполняет по команде взрослого гимнастическое упражнение по словесной команде,например: по команде «Зайчик»
— прыжки на месте;
«Птицы»
— взмахи руками;
«Лягушки»
— присесть и скакать вприсядку и так далее. Команды должны быть разнообразными и подаваться с различными интервалами.
«Волшебное слово»
Ребёнок повторяет упражнение за взрослым, но только в том случае,если тот говорит: «Пожалуйста!»
«Час тишины и час можно»
Эта игра даст возможность ребёнку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением. На сигнал «Час тишины»
ребёнок должен вести себя тихо, спокойно разговаривать, рисовать. А на сигнал «Можно»
разрешается бегать, прыгать, кричать. Лучше заранее оговорить, какие конкретно действия разрешены, а какие запрещены.
«Клубочек»
Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Скажите ему, что это не простой, а волшебный клубок. Как только он начнёт его сматывать, то сразу же успокоится. «Археология»
В таз с песком или крупой опустите кисти рук и засыпьте их. Предложите ребёнку «откопать»
ваши руки. При этом нельзя дотрагиваться до кистей. Как только он закончит раскопки, поменяйтесь с ним ролями.
«Подхвати палку»
Это упражнение можно выполнять стоя с гимнастической полкой или сидя за столом – с карандашом. Взрослый придерживает палку или карандаш пальцем и подаёт условленную заранее команду, одновременно отпуская палку. Ребёнок должен подхватить её пока она не упала и становится ведущим.
Суперактивность как врожденное качество
Высокая подвижность ребенка, это вполне нормальное проявление детей с особенными свойствами. Часто родителей пугает слишком быстро бегающий ребенок, который не стоит на месте, он прыгает или крутится. Тут главное, неординарные действия. При хорошем воспитании, ваши малыши вырастут мастерами спорта, деловыми людьми, серьезными предпринимателями. Их гибкий ум и способность переключаться с одного вида деятельности на другой, делают их успешными в своем роде. В современном мире такие качества очень востребованы, и эти люди отличаются смелостью в принятии важных решений. Они способны молниеносно дать анализ: выгодное предложение или нет.
При малейшем подозрении на синдром гиперактивности, стоит обратиться за консультацией специалиста. Только медицинское обследование может распознать минимальную мозговую дисфункцию, чтобы не принять за отклонение обычную подвижность малыша.
Из практики можно сказать, что намного слабее оказываются медикаменты в сравнении с родительской лаской и заботой. Учитывайте это, пожалуйста!
Причины гиперактивности
Гиперактивность ребенка является расстройством развития поведенческого характера. В медицине такая особенность называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Причиной такого отклонения врачи считают неблагоприятное развитие детей внутри материнской утробы, а также тяжелые роды у женщины.
К остальным причинам, способствующим тому, что малыш становится гиперактивным, относятся:
- поражение мозга плода на последних сроках беременности, во время родов, а также в первые недели после появления малыша на свет;
- прием беременной женщиной сильнодействующих лекарств, снотворных и гормональных препаратов;
- появление на свет посредством кесарева сечения;
- мозговые дисфункции минимального характера у малыша;
- некоторые нарушения, произошедшие у младенца в грудничковом возрасте;
- беременность женщины, протекающая с осложнениями, сильным токсикозом, инфекциями и частыми стрессами.
Такие нарушения влияют на психическое развитие ребенка. Малыш, может, и хотел бы вести себя хорошо и послушно, но не может этого сделать. В группу риска также входят детки, которые с рождения находятся на искусственном вскармливании, а также родившиеся недоношенными и с маленьким весом.
Иногда провоцирующим фактором становится наследственность. Если кто-либо в роду отличался повышенным беспокойством и возбудимостью, тогда существует риск того, что младенец тоже столкнется с гиперактивностью.
Чем нормальная активность отличается от гиперактивности
В распознавании нормального состояния от патологического, имеет значение темперамент самого наблюдателя. Спокойная мама может счесть своего подвижного ребенка гиперактивным. И напротив, если мама сама из бывших непосед, то ее обычный ребенок может показаться ей малоподвижным.
Все познается в сравнении!
Обычная активность ребенка:
- Не сидит на месте, предпочитает подвижные игры, может подолгу играть в одну игру (кататься на велосипеде, собирать кубики или головоломки).
- Любознательный, у него всегда много «почему». Разговор ведет быстро и складно.
- Ночью спит продолжительно, пищевая система не нарушена.
- Не бывает агрессивным. Но если его обижают, не растеряется и ответит тем же.
Супер-активный ребенок:
- Движения малыша беспорядочны, он активен, но безрезультативно. Если чувствует усталость, то начинает истерику.
- Ему трудно концентрировать внимание даже на короткое время.
- Разговаривает в быстром темпе и сбивается в словах. Перебивает взрослых и задает множество вопросов, хотя сам при этом даже не умеет дослушать до конца ответ на свой вопрос.
- Среди таких детей часто встречаются аллергики, приходится приложить много усилий, чтобы уложить их спать. Сон не глубокий.
- Нередко встречаются приступы агрессии без причин. Провоцирует других детей на ссоры.
- Внимание рассеяно, суетится, ему трудно в обучении и общении со сверстниками.
Гиперактивный ребенок: что делать
Родители, будьте внимательны к своему ребенку — к его желаниям, увлечениям, чувствам, порывам. Научитесь понимать его — как он проявляет себя в жизни. Не когда он уже станет взрослее и с ним можно будет пообщаться «по-мужски» или посекретничать как подружки. Нет. С первого дня его жизни — до года, в год, в 2 года и в более старшем возрасте.
Ведь основное развитие всех врожденных свойств ребенка идет всего до 6 лет. К трем годам уже формируется его самосознание — он начинает осознавать себя, осознавать свое «Я» и других людей, окружающий его мир. А в возрасте 6–8 лет и до 16 лет формируется культурная надстройка.
В зависимости от того, насколько правильно родители распознают врожденные свойства своего ребенка, смогут их развить, как будут воспитывать, зависит дальнейший сценарий его жизни. Ведь только применяя свои врожденные и развитые таланты на пользу других, занимаясь любимой работой, человек может ощутить радость от проживания своей жизни. Может стать счастливым.
В настоящее время у всех родителей есть шанс вырастить своего ребенка счастливым. У каждого гениального художника, композитора, инженера, учителя, врача были родители. Так же, как и у каждого осужденного и правонарушителя — тоже были родители.
Разница в первом и во втором случаях лишь в том, каковы были созданы условия для возможного развития свойств, ощущали ли дети чувство защищенности и безопасности от родителей (в первую очередь от мамы), как воспитывали их.
Не все рекомендации специалистов, как правильно воспитывать детей, подходят именно вашему малышу. Опыт прошлого зачастую не применим в современном мире. Но родители при желании могут получить такую информацию — она доступна на бесплатных онлайн-тренингах Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Как воспитывать ребенка, если у него синдром гиперактивности
Родители должны научиться понимать, где ребенок проявляет свои врожденные свойства, а где уже проявляются признаки нарушения его развития. И как правильно воспитывать такого ребенка.
- Заикание. Если ребенок заикается, это свидетельствует о том, что родители или воспитатели пытаются заставить его выполнять действия в более быстром темпе, чем свойственно его природе. В таких случаях необходимо ознакомиться с правилами, как воспитывать ребенка с анальным вектором. Необходимо понять, что такой ребенок стремится делать все сосредоточено, досконально, не спеша, вникая в каждую деталь. Если торопить — он сбивается со своего природного ритма, и это может сказаться на его речи. Ребенок начнет заикаться. Если начать с ним общаться в медленном ритме — заикание пройдет.
- Страхи. Если возникают любые страхи — ребенок нуждается в развитии зрительного вектора: необходимо развивать его эмоциональность. Это приведет к тому, что его страх за себя преобразуется в беспокойство за других, в сопереживание. Достичь этого возможно, когда родители и ребенок совместно читают классическую литературу на сопереживание.
- Нарушение сна. Головные боли. Если ребенок жалуется на головные боли, бессонницу, сложности при пробуждении — это свидетельствует об уходе в себя, недостаточной экстравертации в звуковом векторе. Необходимо вовлечь его в сосредоточение вовне — сочинение текстов, стихов, музыки, в программирование. Заинтересуйте его решением занимательных задач по физике или математике. Необходимо привить ему навык сосредоточения на окружающих людях, событиях. Чтобы ребенок чаще находился в позиции экстраверта — от этого зависит его психическое здоровье.
Из всего описанного выше становится очевидным, что родители должны знать, как воспитывать ребенка в соответствии с его врожденными особенностями психики, и при этом уметь вовремя определить, какие пути коррекции в развитии необходимы, если появляются признаки задержки его психоэмоционального развития. Тогда ребенок будет защищен от отклонений в развитии.
Правила воспитания гиперактивных детей
Если маленькому пациенту диагностировали гиперактивность, то ему потребуется еще больше любви и участия. Вот главные рекомендации.
- Категорически запрещается телесное наказание. Дети, которых били в детстве, страдают комплексом неполноценности. И еще неприятный момент. Оттого, что было потеряно основное чувство неприкосновенности, они склонны к воровству. Если у вас уже были прецеденты, то наказание «ремнем» только усугубит проблему.
- Нельзя кричать на него. Очень хороший эффект получается, если присесть и мягким голосом выразить ему свою просьбу.
- Для реализации его активности, попробуйте записать ребенка в спортивную школу. Полезно заняться гимнастическими упражнениями, учиться плавать, выполнять акробатические номера. Отличных результатов не ждите, зато уменьшится внутреннее противоречие.
- Приобрести и установить в доме шведскую стенку – это благородная затея. Так он сможет в любое время двигаться и сбрасывать напряженность. Очень полезными станут занятия танцами. Они развивают самоконтроль. Известно много занимательных игр и упражнений, в которых дети учатся произвольности в движениях. Например, пока звучит музыка, все танцует. Как только музыка стихла, нужно замереть и не шевелиться. Постепенно усложняйте задачи, и вы увидите прогресс. Главное условие — хорошее исходное настроение. Принудительные занятия никогда не принесут пользы.
- Гиперактивный ребенок и секция единоборств – это несовместимые понятия. Такому ребенку этот навык лишь участит случаи попадания в драки. Ведь малышам важнее прививать умение общаться со сверстниками, а не побеждать в драках.
- Больше гладить его и практиковать легкий массаж на ночь. Получив порцию нежности, будет проще заснуть без истерик.
- Строгий распорядок дня никому еще не принес вреда. Эта важная способность самоограничения в разумных пределах. Для будущего успешного человека самое время приобрести такой навык.
- Ласковые объятия и добрые слова, ваши безотказные помощники. Поощряйте самостоятельные проявления и дайте ему понять о выгоде хорошего поведения: сложил игрушки в коробку — сможешь посмотреть мультфильм. Сам решил задачку — получи приз.
Введите семейное правило: просмотр телевизора и гаджетов строго по регламенту. Это очень сложно сделать только лишь потому, что сами родители не следуют запрету. Хотя замечено, чем меньше сидеть перед телевизором, тем здоровее нервная система.
Чудо-лекарства еще не изобрели. Только родительская забота и внимание способны творить чудеса. Понимание врожденных способностей ваших детей помогут преодолеть трудности воспитания. В конечном итоге, все родители мечтают и могут вырастить счастливого человека.
Оставить комментарий
Как вести себя с ребенком с СДВГ?
Помимо медикаментозной терапии, врач назначит коррекцию поведения родителей малыша. Это:
- избегание слишком завышенных требований к ребенку;
- соблюдение режима дня;
- частые похвалы малыша;
- обучение ребенка правильным взаимоотношениям со сверстниками;
- знакомство малыша с социальными нормами в игровой форме.
Родители должны стараться создавать для ребенка те ситуации, в которых он сможет показать самые сильные стороны. Для этого лучше использовать различные игры, в которых двигательная активность сочетается с моментами спокойного состояния.
Скорректировать поведение гиперактивного ребенка помогает плавание, лепка, танцы. Но без медикаментозного лечения также не обойтись.
Гиперактивность у детей школьного возраста
Настоящие проблемы у гиперактивного ребенка могут начаться на уроках. Будучи не в состоянии долго концентрировать внимание, такие дети часто отвлекаются, невнимательно слушают учителя.
Гиперактивный ребенок всегда очень спешит, он выполняет задание, не дочитав его, отвечает на вопрос, не дослушав. При этом уровень интеллекта у гиперактивных детей часто выше среднего: они быстро генерируют идеи, легко схватывают материал, но и легко его забывают. И, если внеклассное поведение можно выправить должным воспитанием, то именно интеллектуальные монотонные задания гиперактивному ребенку даются тяжело.
Прежде чем делать заключения о неусидчивости и гиперактивности ребенка, родители и учителя должны учесть и другие факторы:
- возможно, ребенку попросту скучно, так как он умнее сверстников и подаваемый материал для него слишком легок и не интересен;
- у ребенка могут быть проблемы со слухом или зрением, как результат он не видит записи на доске и плохо слышит учителя, в связи с чем и теряет интерес к происходящему.
Гиперактивность у детей дошкольного возраста
Первыми на гиперактивность ребенка укажут посторонние: на общей площадке во дворе, в детском саду. Гиперактивный ребенок более подвижный, неусидчивый, он не умеет ждать своей очереди на качели, он не желает долго слушать воспитателя. Как результат, родителям поступают жалобы на поведение их ребенка.
Но важно помнить, что в дошкольном возрасте ребенок должен быть активным, а те проблемы, которые он доставляет посторонним должны искореняться воспитанием. Ребенку нужно объяснить, как нужно вести себя: слушаться, делиться, уважать, ждать, не кричать и не драться без причины. В противном случае огрехи в воспитании будут приняты за отклонения в здоровье, в частности за СДВГ.
До школы или иных серьезных занятий достоверно поставить диагноз СДВГ невозможно.
Свежие комментарии