Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о статусе педагога. Авторы документа заявляют о необходимости подчеркнуть социальную значимость педагогического труда и сделать учителей более защищенными. Цели вроде бы самые правильные. Учитель – безусловно, высокая профессия с важнейшей социальной ролью, выбравшие эту стезю граждане нуждаются в поддержке и защите, а добившиеся успехов на этой ниве – почета и уважения.
Но всем хорошо известно, куда может привести дорога, вымощенная благими намерениями. В этой связи серьезные опасения вызывает включенная в проект закона инициатива штрафовать родителей учеников, допустивших оскорбление учителя. Не секрет, что администрация школы зачастую заинтересована в переносе ответственности на родителей за любые случившиеся в ходе учебного процесса инциденты. «Катюша» разбирается, как может быть использована учительская «неприкосновенность» и какие альтернативные меры необходимо принять для воспитания дисциплины в школе.
Закон о статусе педагога разрабатывается по инициативе главреда «Учительской газеты» Арслана Хасавова, в Госдуме процесс курирует зампред комитета по образованию и науке Любовь Духанина, печально известная лоббированием принудительного психологического сопровождения каждого ребенка, а также поддержкой оцифровки учебного процесса. Данный факт уже заставляет насторожиться, как и твердое намерение Духаниной штрафовать родителей за оскорбление учителя их чадами, причем со ссылкой не на «передовой» западный, а на казахстанский опыт.
Без четких определений «оскорбления», без возможности предоставить железную доказательную базу перед наказанием, данная инициатива выглядит как очередная попытка усилить «учительский надзор» за семьями и детьми со стороны школы.
Очевидно, что родители несут главную ответственность за воспитание детей, это прописано в целом ряде законов, вот только в школе они (родители) отсутствуют. На первый план здесь выходит социальная функция учителя как педагога-воспитателя, но этот же самый учитель может также намеренно провоцировать детей на девиантное поведение. Как показывает практика, это любимый метод воздействия школы на мам и пап, выражающих недовольство школьными требованиями по сбору сведений на семью, по психологам, по школьным поборам и проч.
Настоящей «библией» для руководства школы является сочетание слов «права ребенка». Формально школа отвечает за профилактику травматизма, порядок и безопасность, но любые замечания в адрес ребенка можно легко подвести под нарушение его прав. Искать причинно-следственные связи в школьных инцидентах никто не намерен, руководству школы сегодня просто жизненно важно поскорее спихнуть все на родителей, чтобы не потерять господдержку.
Так что в школьных стенах этот закон вполне может стать аналогом 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Родителей смогут наказывать рублем за любое действие ребенка, возразить действиям школы будет сложно, также будут попытки привлекать мам и пап по статье 5.35 КоАП «Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних» – подобных прецедентов уже было предостаточно.
Если что-то плохое случается на уроках/переменах, то администрация школы, опять же, сталкивает лбами родителей, а основой служит докладная записка учителя. Реальным предотвращением конфликтов и воспитанием, вплоть до использования запретов и наказаний, в школе предпочитают не заниматься. Реальные хулиганы и отморозки продолжают учебу как ни в чем не бывало, в то время как нормальных детей, подвергающихся травле, могут отчислить из более-менее престижной школы.
Совершенно очевидно, что семейный штраф или даже срок в кутузке для родителя за плохое поведение ребенка не является мерой исправления, перевоспитания для провинившегося ребенка. Однако такой подход точно еще больше разожжет рознь между учителями (администрацией школы) и родителями. Данная инициатива напоминает намерение депутатов натравливать опеку на родителей детей, которых нашли со снюсами или сигаретой (к счастью, законопроект так и не стал законом).
Представители родительского и экспертного сообщества Общественного уполномоченного по защите семьи по случаю разрабатываемого законопроекта решили рассказать пару историй из личного опыта. Вкратце пересказываем:
«В школах сейчас куча профнепригодных учителей. Разговариваю с директорами – проблема с кадрами. Директора стучат друг на друга, их плющат в администрации по любому поводу, если не носят подношения. Приживаются на должности либо те, у кого есть «крыша», либо откровенные лизоблюды.
В одном известном лицее (номер и название скрыты) в прошлом году затравили парня, который на уроках вступал в спор с учителями по теме предметов. В разговоре с директоршей ученик в сердцах сказал, что-то вроде «я вообще взорву эту школу». Директор-ювенальщица прямо из школы отправила его в психушку, где его изуродовали уколами, превратили в овощ. Педагоги рассказывают, что полно неадекватных учителей, которые спят с учениками, смотрят на переменах порнографию, провоцируют детей на агрессию. Трое знакомых учителей – мужчин недавно сбежали из школ в разных районах города. Их затравили женщины-учителя. Интриги, стукачество, лицемерие, взяточничество процветает! Это похоже на закрытое сообщество развращенных теток, которые при принятии этого закона начнут пополнять детьми ПНИ и КДН. Учитель одной знакомой говорит: «Все дети дебилы, родители – придурки, ненавижу их!» Спрашиваю: «Чего работаешь, увольняйся!» «Нет! – говорит, – зарплата хорошая!»
Еще одна типичная история разборки учителя со впавшим в немилость учеником:
«Дети, на уроках часто спорят с учителями, если не согласны с чем-то. У меня лично было несколько таких историй, в том числе по английскому языку: учительница занижает отметки тем, кто спорит, по своим личным мотивам. У нас в группе по английскому два ребенка-билингвиста, для которых английский как второй родной (у одной папа шотландец, в второй жил всю жизнь в Америке, переехал недавно и выезжает туда на каникулы). Так вот, эти дети постоянно получали тройки, лишь за то, что не выражали свои мысли в форме клише, а использовали варианты, т.е. пользовались знаниями своего второго языка. Моему и еще одному достается за то, что они, аргументированно объясняя применение того или иного выражения со ссылками на грамматику, не просятся к школьному учителю на репетиторство, которым она промышляет прямо в школе.
Этим законом наверняка попытаются прикрыть и низкую квалификацию учителей, ибо учитель будет заведомо прав! А если не прав, то родители будут объявляться конфликтными, будет считаться, что действия родителей унизили честь и достоинство неквалифицированного учителя, т.е. оскорбили, нарушили права на преподавание и проч.»
Вместе с тем, есть и вторая сторона медали. У современных учителей действительно мало полномочий в отношении воспитательных мер, запретов и наказаний за плохое поведение учеников в школе. Тот же ФЗ «Об образовании» говорит об обязанности учителя «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы», «уважать честь и достоинство обучающихся» и т.п. Правда, за ним остается право «применять педагогически обоснованные методы воспитания», но все равно звучит слабовато в контексте необходимости строгого соблюдения им прав ребенка – выгнать из класса или даже написать замечание в дневник он сегодня не может.
Этим положением вещей и пользуются детки-садисты, всякие ауешники и наркоманы, играющие в игры вроде «пошли учителя на три буквы», «Пни учителя» и т.п., записывающие свои издевательства на телефоны и затем радостно обсуждающие их в соцсетях. Есть и случаи прямых нападений таких малолетних подонков на учителей.
Сегодня малолетние подонки по факту безнаказанны –вызов в школу родителей (или бабушек) , равно как и постановка на учет в КДН их не пугает. Но штрафы для родителей эту публику навряд ли остановят.
Вывод напрашивается сам собой: школе надо не переводить все стрелки на родителей, а жестко ограничивать права отмороженных детей и подростков. И вообще уходить от практики, когда абстрактные «права ребенка» воспринимаются как нечто отдельное и даже прямо противоположное правам учителя, родителей, других взрослых. Надо взять за аксиому: подросток как минимум до 16 лет – еще не вполне дееспособный индивид, общество и государство должны его всячески наставлять и поучать (если надо – наказывать), чтобы он вырос Человеком. Наставлять не по западным методичкам, разумеется, не отбирая у родителей и оставляя за мамой и папой все приоритеты в воспитании.
Среди альтернативных штрафам родителей предложений по перевоспитанию трудных и асоциальных школьников можно привести следующие:
- вернуть правила поведения на уроках, перечисление обязанностей учеников;
- вернуть правила поведения на переменах;
- вернуть записи учительских замечаний в дневники;
- вернуть право выгонять с уроков за плохое поведение;
- ввести «доски позора» наиболее «отличившихся» хулиганов у классных руководителей, вывешивать эти списки на школьной стенгазете;
-проводить разбор полетов провинившегося ученика вместе с родителями, лишать поездок, соревнований, отчислять из школы и др.
Корень всех бед – в изменении сознания нового поколения, в чем во многом виновата сама школа, точнее, руководство сферой образования, которое под предлогом отказа от идеологии отказалось от самого образа будущего, вместе с традиционной нравственностью и воспитанием. Малолетние подонки-ауешники, также как и скулшутеры—естественный результат фурсенковского погрома образования, которое ставило своей целью «воспитать квалифицированного потребителя» . Цифровизация, ЕГЭ и прочие дегенеративные эрзац-проекты, сводящие образование в старших классах к натаскиванию на сдачу тестов, точно не способствуют развитию нравственности и уважения к Учителю . А никак не контролируемый государством YouTube, Инстарграм , «ВКонтакте» и прочие социальные медиа, вроде приложения для создания коротких клипов типа TikTok, где вовсю идет пропаганда игр типа «Пни учителя» --плохая замена нормальному воспитанию, которое базируется в первую очередь на личностном примере. «Наши» чиновники от образования делают вид что не понимают этого, и продолжают навязывать свои бесчеловечные (в смысле без человека) форматы взаимодействия с детьми: выход в соцсети, мессенджеры и обучение пользованию интернетом ко второму классу у нас теперь официально прописано во ФГОСах.
Проблему отсутствия воспитания у детей нужно начинать решать с того, чтобы выгнать Фурсенко и агентов Высшей школы экономики из Минпросвета и прочих ответственных ведомств– и набрать на их место патриотов. Штрафы для родителей тут не помогут.
РИА Катюша
Свежие комментарии