Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 26/10/2016
Ответ эксперта
Отвечает Пётр Дмитриевский, семейный психолог:
- Когда рождаются детёныши зверей, они обычно без какого-либо совета взрослых особей чётко знают, куда бежать, как плыть и как добывать пищу. Человеческий младенец, напротив, очень скудно вооружён инстинктами. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы сделать младенцев максимально миленькими и очаровательными. Родителям сложно удержаться, чтобы не начать лопотать по-младенчески.
Тут важно быть внимательным и иметь в виду несколько вещей.
1. Ребёнок и правда нуждается в нежности. Но её можно выразить не только сюсюканьем. Лучше - интонацией голоса и прикосновениями, объятиями, улыбкой, обычными словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Вместо «бо-бо лучке, мой холёсенький», лучше ласково обратиться: «Болит ручка, мой хорошенький?»
2. Возможности речевого аппарата развиваются постепенно. В шесть месяцев ребёнок может повторить только простые слоги, а в полтора года - уже целые слова. Читайте детям сказки, потешки, например: «Гуси-гуси! - Га-га-га! - Есть хотите? - Да-да-да!»
3. Для обучения эффективно использовать в речи параллельно и «настоящие» слова, и их простые аналоги: «Смотри, поехала машина, би-би. А вон кошка - мяу!»
4. Точно не нужно коверкать отдельные звуки и слова («смотли», «утоцка»): это дезориентирует ребёнка. Дети учатся говорить путём звукоподражания. А если родители подражают ребёнку, то тем самым лишают его шанса услышать правильную речь.
5. Нужно откликаться на просьбы и наблюдения ребёнка, даже если они произнесены с ошибкой или с использованием детского слова («дай би-би», «бах»). Так вы даёте понять, что разговаривать имеет смысл.
6. Старайтесь произносить как можно больше описательных слов: не «Посмотри, какая машинка», а «Посмотри, какая маленькая красная машинка».
Свежие комментарии