На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕБЁНОК.РУ

1 204 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    на самом же деле всё проще и одновременно сложнее - не нужно закармливать ребёнка ДО того как он научился ходить к эт...Как дети заедают ...
  • Ливень
    всё просто - душ горячий или ванна, так же горячая...Ребенок «перегуля...
  • Ливень
    основная и единственная проблема в нежелании детей убираться - это ПРИНУЖДЕНИЕ! не собственный пример, стимуляция под...Как по волшебству...

О самых распространённых проблемах с прописями, письмом и варианты их решения

Часто вижу жалобы у себя на канале о том, что ребёнок вроде бы и научился с мелкими деталями работать, хорошо лепит, собирает мозаики, конструкторы, однако ему упорно не даются графомоторные навыки - прописи, а нередко и рисование, что уж говорить про письмо.

И родителям обидно: "Как так? Мы же так много работали над мелкой моторикой! Неужели всё было зря?!" Спешу сказать, что точно не зря. Мелкомоторные игры действительно помогают и если бы ребёнок этим не занимался, то результаты были бы хуже. Однако письмо требует ещё более мелких и точных движений, а также огромной работы мозга. Только посмотрите, что задействуется в процессе:

из открытых источников
из открытых источников

Конечно, если мы говорим о графических прописях, рисовании по клеточкам, предшествующим реальному письму, то задействование речевых зон мозга (области Вернике, Брока) будет менее интенсивное. Но всё равно область воздействия письма на мозг, в особенности на лобную долю (центр интеллекта), трудно переоценить.

Письмо требует одновременной работы сразу многих отделов ЦНС. Неудивительно, что если хоть в каком-нибудь из них непорядок, то ребёнок будет испытывать трудности с графомоторными навыками. Ниже мы будем разбирать самые распространённые проблемы и варианты как их можно, если не преодолеть, то хотя бы облегчить.

Слишком сильно или слабо нажимает на карандаш

Так происходит по разным причинам. Самые банальные и легко устранимые - неудобные карандаши и ручки, некачественный грифель и чернила в них, из-за чего ребенок не понимает как ему нажать так, чтобы было что-то видно и в то же время, не пробивалась бумага. Если проблема лежит именно в области материалов для письма, то при смене карандашей/ручек нажим нормализуется.

Детям на старте рекомендуются трехгранные карандаши и ручки. Не круглые и не шестигранные. На трехгранниках ребёнку легче тренировать правильный захват, располагая по пальцу на каждой грани. Рука будет меньше уставать, вследствие чего и проблемы с нажимом проходят. В садик мы покупали трехгранные Koh-i-Nor. Смело могу их рекомендовать. Немного дороже обычных, зато удобные и при заточке не крошатся в труху. Ещё хороши карандаши фирмы Jovi.

Не так всё просто, если причина проблем с нажимом лежит в моторной координации и регуляции мышечного тонуса. Тут уже мозг не понимает как надо правильно и даёт неадекватные команды рукам.

В таком случае желательна комплексная работа:

  1. С крупной моторикой (спорт, желательно сложнокоординационный) и с умением контролировать тонус мышц и чувствовать своё тело (ЛФК, АФК, йога, стретчинг);
  2. Хотя бы минимальный массаж рук мячиками су-джок (покатать туда-сюда, по кругу на столе, покатать в руках, сжимать и отпускать);
  3. Пальчиковые упражнения, направленные непосредственно на подготовку к письму:
  • Корзинка - нужны счётные палочки или карандаши. Ребёнку надо собрать одной рукой все палочки в кулак (брать по одной), не помогая себе другой рукой. А потом точно так же, по одной палочке, выложить всё обратно на стол. В классическом варианте это упражнение предусматривает сборку 8-15 палочек. Но у детей с нарушениями моторной сферы тут могут быть огромные трудности. Поэтому, если вы понимаете, что 8 палочек это слишком, то не надо 8 палочек! Дайте 1-2. Если ребенок справится, добавите ещё 1-2 и так далее, пока не натренируете навык должным образом;
  • Подъём - руки ладонями вниз на столе. Ребёнку слева-направо надо поочерёдно поднять и опустить каждый пальчик, стараясь не отрывать другие от стола. А потом сделать то же самое в обратном порядке - справа-налево;
  • Парная зарядка - похожее на предыдущее упражнение, только от ребенка требуется одновременно поднимать парные пальцы на обоих руках - только мизинцы, только безымянные и так далее;
  • Шаги - средний и указательный пальцы будут "шагать" по столу. При этом нужно вложить между ними карандаш. Ребёнку нужно делать очень мелкие шаги, удерживая карандаш и стараясь его не уронить;
  • Прищепки - упражнение, которое можно выполнять даже не в процессе занятия. От ребёнка требуется просто развешивать белье на веревку/проволоку при помощи прищепок.
  • Посоли-посахари - из традиционной пальчиковой гимнастики. Ребёнку нужно представить, что он солит суп, сахарит что-нибудь и имитировать щепоточные движения.

Если слабы непосредственно кисти рук (вялые, гипотонические руки, нажим плохой), то может помочь их тренировка при помощи кистевого эспандера.

А вот с сильным нажимом бывает связана не только проблемная мелкая моторика, но и стресс. Сильный нажим это частый симптом напряженности у ребёнка, невротичности. Причем вызываются такие вещи не внутренними факторами, а внешними - это плохие отношения дома, ругань, скандалы, стрессовые и травмирующие ситуации, особенно недавно пережитые. Выход очевиден - менять психологическую обстановку и работать над проблемами, из-за которых малыш нервничает.

Не может спланировать как сделать правильно

Эти затруднения обычно отражают проблемы с лобной ассоциативной зоной - именно она ответственна за цепочку: "образ цели" ⇶ "планирование и контроль действий" ⇶ "сравнение полученного результата с задуманным" ⇶ "исправление ошибок (если есть)" ⇶ "итоговое достижение". Однако чтобы всё это сделать, лобная доля должна получить информацию от височных, теменных и затылочных областей, ответственных за пространственное мышление.

фото из открытых источников

фото из открытых источников

Соответственно, в основе нарушений планирования в виде неумения у ребенка сообразить как начать и что сделать, чтобы получилась нужная пропись, лежат проблемы с пространственным мышлением. Как с ним работать, я детально описывала в материале, ссылку на который вы найдёте под статьёй.

"Не видит" клетку

Строчки "танцуют", выходят за границы, одна пропись на пол листа, другая крошечная. Не делаются отступы, вследствие чего всё сливается в малоразборчивый монолит. Знакомо? Так проявляется игнорирование клеточной разметки в тетради.

Для начала озвучу самую главную возможную проблему здесь - нарушения зрения. Можно сколько угодно стоять над ребёнком с тетрадью, но если он плохо видит, то вряд ли ему будет светить аккуратность. То есть, желателен визит к офтальмологу и, если нужно, коррекция зрения.

Опять же, причиной может быть плохой обучающий материал - в тетрадях должна быть чёткая, яркая клетка с хорошо различимыми границами. Для начала желательно брать тетради с крупной клеткой, так как в них проще тренироваться, а потом уже переходить к мелкой.

Если с предыдущими двумя условиями всё нормально, а прописи и письмо всё равно отплясывают невнятный кордебалет, то нужно учить ориентироваться в тетради с самых-самых азов.

Начинайте с ориентировки на клетке и усвоения направлений (право, лево, низ и прочее):

картинка с сайта https://www.maam.ru

картинка с сайта https://www.maam.ru

Закрепить эти знания прекрасно помогают графические диктанты - чтобы их найти, так и набирайте в поиске по картинкам "простые графические диктанты". Высветится вагон бесплатных вариантов.

Прописи должны начинаться не с вычурных завитушек, которыми пестрят разные детские тренировочные тетради, а с проставления точек, как на картинке выше - по центру, по углам, по бокам.

Потом рисуются палочки из угла в угол - диагональные, вертикальные и горизонтальные. За ними простые квадраты и узоры.

адекватные прописи для начинающих (из открытых источников)

адекватные прописи для начинающих (из открытых источников)

У нас прописи были огромной головной болью. Лёва рисовал их из рук вон плохо, требовались постоянные тренировки и уговоры. Поэтому сразу скажу - фантастики быстро и сразу не ждите. Однако постепенно результат придёт. Мы этот навык наладили благодаря:

  • Параллельному обучению раскрашиванию - оно учит оставаться в пределах границ рисунка, не выходить за линии;
  • "Костылям" в виде упрощения прописей - сын, несмотря на яркую клетку, упорно не видел её границы. Тогда я стала ставить точки-подсказки: например, по точке в нижнем левом и правом верхнем углах, чтобы он смог выполнить наклонённую вправо палочку. Постепенно точки становились всё более слабыми и убирались совсем, а навык ориентировки закреплялся;
  • Для сложных, многокомпонентных прописей и рисунков по клеточкам целесообразно деление на мелкие фрагменты. Например, нужно нарисовать домик. Не надо сразу делать кусок крыши и незакончив переходить на стены и т.д. Ребёнку будет проще, если сначала он целиком нарисует крышу-треугольник, потом целиком стены-квадратик, а потом уже мелкие детали, типа окошек. К тому же, так вы сформируете навык планирования - разбивку большой цели на несколько простых и маленьких.

И как всегда добавлю, что не забывайте хвалить и поощрять ребенка за результат. Важно подчеркивать, что пусть не все идеально, но он учится и постепенно его навыки будут становится всё лучше.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх